Музей «Андреевская церковь»

Андреевская церков Музеи
Booking.com

Уникальность Андреевской церкви в Киеве

Уникальность Андреевской церкви в Киеве − в ее необычном расположении и архитектуре. Храм построен на искусственном холме, а фундаментом для него служит терраса двухэтажного здания − стилобат, на которую ведет большая чугунная лестница.

Это единственный известный памятник истории, архитектуры и живописи XVIII века на территории Украины, созданный в стиле имперского барокко по проекту выдающегося итальянского архитектора Ф.-Б. Растрелли. Среди всех сакральных памятников, построенных по проекту этого выдающегося архитектора, в которых интерьеры сохранились лишь частично, а их первоначальное убранство или не сохранилось вообще или осталось в незначительных фрагментах, Андреевская церковь дошла до наших дней в наиболее оригинальном виде. Здесь прекрасно сохранились не только аутентичные архитектурные формы и наибольший процент отделки экстерьера, но и уникальный внутренний декор, который является непревзойденным образцом православного церковного интерьера стиля барокко.

Уникальным образцом искусства резьбы в Андреевской церкви является иконостас, резные детали которого изготавливались в Петербурге из липового дерева по эскизам и рисункам Ф.-Б. Растрелли мастерами И. Домашем, А. Карловским, М. Мантуровым, Х. Орейдахом, Д. Устарсом, И. Гротом. Позолотные работы выполняли Ф. Лепренс и И. Евстифеев. В иконостасе Андреевской церкви находится 39 икон, над созданием которых работала «живописная команда» Канцелярии строений под руководством Ивана Вишнякова. Они дают яркое представление о характере церковной живописи середины XVIII века.

Совершенство линий, четкие пропорции, удивительная гармония форм и окружающего ландшафта получили этому памятнику общее мировое признание и славу: Андреевская церковь является одной из четырех памяток Украины, вошедших в каталог «100 чудес света», изданного в Германии в 2002 году, а Национальный заповедник «София Киевская», в состав которого входит музей «Андреевская церковь», выступил с предложением предложения о внесении этого памятника в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Андреевская церковь − один из самых популярных туристических объектов в Киеве, она давно уже стала визитной карточкой города и образцом для подражания в строительстве культовых сооружений.

Заведующая музеем «Андреевская церковь» Жанна ЛИТВИНЧУК

«ОБЕРЕГАЕМ, КАК МОЖЕМ, ЭТУ ЖЕМЧУЖИНУ
В АРХИТЕКТУРНОМ ОЖЕРЕЛЬЕ КИЕВА»

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня есть устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье Днепровское и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал над горами на берегу. И утром встал и сказал ученикам, которые были с ним: «Видите ли горы сии? На этих горах засияет благодать Божья, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей. И сходя на горы те, благословил их и поставил крест и помолился Богу и сошел с горы этой, где со временем будет Киев, и пошел вверх по Днепру…»

Из этого фрагмента из «Повести временных лет», написанной летописцем Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века, и начинается знакомство с изысканной барочной архитектурной жемчужиной Киева − Андреевской церковью. По легенде, она была построена на месте, где святой Андрей Первозванный установил крест − это лишь одна из многих легенд, которыми окутана Андреевская церковь…

О тайнах церкви, ее истории и настоящем говорим с заведующей музея «Андреевская церковь», входящего в состав Национального заповедника «София Киевская», Жанной Григорьевной ЛИТВИНЧУК.

С чего началась история самой церкви?

Андреевская церковь, которую считают архитектурной жемчужиной Киева, построенная по приказу императрицы Елизаветы Петровны в середине ХVIII века, но не на пустом месте. В древние времена на возвышенности правобережного Днепра в районе Андреевской горы было языческое капище главного славянского бога Перуна. Его Владимир Креститель приказал уничтожить сразу после крещения киевлян. На этом месте установили деревянную церковь, которую назвали в честь Андрея Первозванного. В XIX веке на горе возник Андреевский монастырь (его еще называли Янкиным, в честь Янки − дочери князя Всеволода Ярославовича). Вообще, в народе этот холм всегда именовали Андреевским, и церкви, что на нем строились, также назывались Андреевскими или Крестовоздвиженскими − в знак того, что Андрей установил на киевских горах свой крест. А вот улица сначала называлась Боричев Ток, а современное название – Андреевский спуск − появилось гораздо позже.

Андреевская церковь была построена по чертежам Бартоломео Растрелли

Говорить об этом оснований нет − потому что ни одним документом это не зафиксировано, хотя такое мнение достаточно распространено. Но место на горе, вероятно, ее Величество указала лично. Известно, что императрица, побывав в Киеве в 1744 году, была очарована живописной красотой нашего города и решила разместить здесь свою летнюю резиденцию. Проектирование сооружений она поручила своему любимому придворному архитектору, итальянцу по происхождению, Бартоломео Растрелли, который создал по заказу императрицы немало сооружений в Петербурге. А в Киеве по его чертежам была построена Андреевская церковь, которую, кстати, часто называют «лебединой песней» выдающегося итальянца, а также царский дворец, который позднее стал называться Мариинским.

Интересно, что в Киеве Растрелли никогда не бывал, поэтому, наверное, и не подозревал, что его церковь будет стоять на горе, которой угрожают постоянные опасности оползней. Поэтому архитектору Ивану Мичурину, приехавшему в Киев из Москвы, для строительства по чертежам Растрелли Андреевской церкви, пришлось приложить немалые усилия, чтобы осуществить приказ Елизаветы Петровны. Выяснилось, что церковь нужно строить не на естественном холме, а на искусственном, который был частью земляного бастиона старокиевской крепости. Именно Мичурин придумал, как укрепить церковь на холме и отвести подземные грунтовые воды. Вместо обычного фундамента зодчий построил двухэтажный дом − стилобат высотой 14 метров, примыкающий к срезу кручи. Он и стал основой для относительно легкой верхней церкви, которая вместе с крестом имеет высоту 46 метров. Позже в этом доме к 150-летию Елизаветы Петровны построили алтарь в честь ее небесной покровительницы − великомученицы Елизаветы. А еще Мичурин предложил сделать лестницу на паперть, которая добавили еще большего величия церкви: сначала она была деревянной и только в XIX веке во время очередного ремонта церкви ее заменили на чугунную.

Как часто происходили реконструкции церкви и насколько изменился ее облик за 250 лет?

Церкви в определенной степени повезло − оригинальные чертежи Растрелли долго считались утраченными. Они были найдены лишь в 60-х годах прошлого века в Венском музее Альбертина. Поэтому последнюю реконструкцию храма в 1978-1979 годах киевские реставраторы проводили по оригинальным чертежам итальянского архитектора. Была выполнена огромная работа − в частности, восстановлен первозданный внешний вид куполов. В конце XIX века молния ударила в центральный купол и практически разрушила его. Тогда не удалось найти авторских чертежей Растрелли, вот и восстанавливали церковь по другим проектам.

А что касается работ по укреплению холма, на котором стоит Андреевская церковь, то спасательные работы неоднократно проводились здесь и в XIX, и в ХХ веках. Ведь это очень сложное место для архитектурных решений: холм постоянно подмывается родниковыми водами, осыпается, сползает вниз… Впервые такие проблемы возникли при строительстве церкви, длившемся с 1749 по 1754 год. Еще почти 11 лет продолжались работы по внутренней отделке церкви и создания ее интерьеров. Но уже после смерти Елизаветы Петровны в 1761 году церковь начала приходить в упадок − далекая провинция не слишком интересовала новых наследников престола. Поэтому и освящена Андреевская церковь была лишь в 1767 году. Но служба в ней так и не проводилась. Прежде всего потому, что в церкви не было своего прихода, ведь она строилась как царская. В ней даже нет колокольни, чтобы созвать прихожан на службу. Но на это мало кто обращает внимание.

Кстати, с этой уникальной особенностью Андреевской церкви был связан один забавный случай, о котором любят рассказывать местные экскурсоводы. Будто бы в начале ХХ века одна из киевских газет, чтобы развлечь публику, в номере за 1 апреля напечатала сообщение примерно такого содержания: «Вчера со страшным грохотом рухнула колокольня Андреевской церкви! Обломки кирпича засыпали всю улицу. Спешите увидеть! Предполагалось, что горожане, которые хорошо знают внешний облик храма, посмеются − и тем все закончится. Да не тут-то было: чуть ли не половина Киева поторопилась к Андреевской церкви посмотреть ужасные руины. На «место катастрофы» прибыл даже городской голова для выяснения причин стихийного бедствия. После чего разразился громкий скандал.

Временами средства на спасательные работы церкви собирали всем миром сами киевляне

Действительно, подобных легенд немало. Но правда и то, что здесь всегда были проблемы с дренажными системами и отводом грунтовых вод: время от времени подземная и дождевая вода приводили к оползням склонов горы. Поэтому Андреевская церковь всегда требовала больших средств на реставрацию и дренажные работы, чем другие церковные сооружения. Стоит вспомнить хотя бы слова выдающегося знатока истории Киева Федора Эрнста, который написал об Андреевской церкви в своем знаменитом путеводителе «Киев. Проводник»: «Судьба этой церкви всегда была печальной». Он имел в виду то, что временами средства на спасательные работы собирали всем миром сами киевляне.

Известный меценат спас Андреевскую церковь от разрушения во второй половине XIX века

Самым известным меценатом, который буквально спас Андреевскую церковь от разрушения во второй половине XIX века, был Андрей Николаевич Муравьев. О нем сейчас мало кто знает, а он был чрезвычайно интересным, образованным человеком, историком церкви, собирателем древностей и знатоком старины, а еще одним из первых защитников и исследователей исторического Киева. Даже посвятил киевским достопримечательностям книгу под названием «Киев и его святыни», которая затем неоднократно переиздавалась. В 1850-х годах Муравьев навсегда переехал в Киев и вскоре приобрел усадьбу прямо напротив Андреевской церкви. Он признавал, что был москвичом по рождению, но стал киевлянином в душе. Именно поэтому так много сделал и для Киева, и для нашей церкви, в частности.

К 100-летию Андреевской церкви, широко отмечавшемся в 1867 году, по ходатайствам Муравьева был создан Временный комитет для ее восстановления, который занимался обустройством и укреплением Андреевской горы, собирал средства на реставрацию храма. По его же инициативе в стилобате были устроены две теплые церкви, одна из которых посвящена Сергию Радонежскому. К сожалению, они уже не существуют − нынче это обычные помещения под алтарной частью церкви. Кстати, Андрей Муравьев и похоронен в Андреевской церкви. Его могила находится в стене одной из этих церквей, возле перехода из одного помещения в другое, на первом этаже стилобата. Там сохранилась плита с именем Андрея Николаевича, датами жизни и смерти. Эта плита взята нашим заповедником на учет, зафиксирована в фондах, и мы бы очень хотели обустроить в стилобате мемориальную комнату Муравьева. Ранее планировали сделать там музейные залы и кинозал для демонстрации историко-краеведческих фильмов, где можно было бы показывать фильм об архитекторе Андреевской церкви Бартоломео Растрелли, о других его постройках.

Также хотели устроить отдельную экспозицию, посвященную истории церкви и ремонтно-реставрационным работам − в фондах «Софии Киевской» материалов об Андреевской церкви хватает… Думаю, что посетителей в таком музее было бы в избытке. Сейчас у нас постоянно спрашивают: «А что тут еще можно посмотреть?» К сожалению, пока вся экспозиция нашего музея − это само здание, его замечательные внутренние интерьеры и несколько стендов внутри, за которыми ухаживает небольшой коллектив людей, чрезвычайно преданных своему делу. И все мы, как можем, оберегаем эту драгоценную жемчужину в архитектурном ожерелье Киева.

Необычный интерьер, роскошный иконостас в церкви

Да, этот стиль не совсем свойствен Киеву. Интерьер церкви поражает богатством и великолепием декора. Искусствоведы определяют его, как барокко. Но интерьер создавался Растрелли ближе к стилю рококо, который был популярным при императорском дворе в середине ХVIII века. Он прекрасно воспринимается с экстерьером единым архитектурным ансамблем: оригинальная форма куполов, изысканная позолоченная лепнина, обрамляющая французские окна-люкарны и балконы, роскошные рамы для икон и живопись в сводах. Но главный акцент, безусловно, делается на иконостасе.

И к счастью он сохранился в первозданном виде, точно таким, как на чертежах итальянского мастера. Да и все остальные детали интерьера, включая резьбу, лепку, надпрестольную сень-ротонду, проповедническую кафедру и т.д. Это очень редкая вещь, и мы очень этим гордимся. Недавно в Царском Селе под Петербургом решили воссоздать интерьер еще одной растреллиевской церкви − той, что в Екатерининском дворце. По просьбе российских реставраторов мы сделали фотофиксацию иконостаса Андреевской церкви, чтобы по этому образцу они провели восстановление. Наш иконостас действительно уникален: в нем удивительно гармоничное сочетание торжественной помпезности с мягкими, плавными очертаниями. К тому же, он имеет удивительно насыщенный пурпурный цвет, на фоне которого эффектно выглядят позолоченные пилястры, карнизы и пышно декорированные обрамления икон. А вся поверхность царских врат покрыта сплошным кружевом резьбы, в декоре которого проступают изящные головки херувимов, фигуры ангелов и трехфигурная группа «Распятие», завершающая иконостас.

Орнаментные работы и резьбу выполняли наши киевские мастера Иосиф Домаш, Христофор Орейдах, Андрей Карловский, Матвей Мантуров, Григорий Левицкий. А картины для иконостаса писали русские художники Иван Вишняков (он возглавлял художественную бригаду) и Алексей Антропов. Его кисти принадлежат самые впечатляющие работы: «Сошествие святого духа на апостолов» и «Нагорные проповеди Христа», а также композиция «Тайная вечеря», расположенная в алтаре.

Очередная реставрация Андреевской церкви

Почти год Андреевская церковь официально находится на реконструкции. Какие проблемы решаются на этот раз и насколько угрожающее состояние памятника на сегодняшний день?— Наконец, можем сказать, что после нескольких лет пребывания в действительно катастрофическом состоянии Андреевская церковь дождалась того, что государство обратило на нее внимание и выделило средства на ремонт и строительные работы на склоне. В последнее время очень интенсивно происходят серьезные оползни грунта на Андреевском холме, хотя больших сдвигов не было. Очень негативно на это влияет строительство, что уже несколько лет не прекращается на окружающих улицах и под самой горой − на Подоле. За это время в стенах храма и даже на мраморных подоконниках появились многочисленные трещины. Мы и сейчас со страхом наблюдаем за этими «маячками», установленными вокруг трещин − они до сих пор растут вширь. И если бы строительные работы в этом году не начались − трудно даже представить, к чему бы это могло привести.Кроме того, Национальный заповедник «София Киевская», в состав которого входит и наш музей, в прошлом году подал соответствующие документы по Андреевской и Кирилловской церквях для внесения их в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Там есть определенные требования относительно технического состояния памятников. Надеемся, что это должно ускорить ремонтные работы и поможет решить другие вопросы.Один из них − использование Андреевской церкви для проведения в ней богослужений. Уже 10 лет здесь правит службу Украинская Автокефальная Православная церковь, а в стилобате расположено семинарское общежитие. Правда, надо отдать им должное: они исправно выполняют все обязательства договора, который заключил с ними заповедник «София Киевская». Но проблемы существуют: сначала служить должны были лишь на крупнейшие религиозные праздники и в большие поминальные дни. Однако, впоследствии эти служения стали ежедневными, также проводятся венчания, крестины. Все это вместе доставляет определенных хлопот, ведь в музее нужно поддерживать соответствующий температурный режим, влажность воздуха. Между тем копоть от свечей оседает на старинной живописи, некоторые картины уже начали трескаться от избыточного тепла. В уникальный иконостас забиваются гвозди для навешивания новых икон… Реставраторы в отчаянии…
К сожалению, нам только остается доказывать и себе, и всем, кто приходит в музей, что Андреевская церковь − это памятник мирового значения. Если наши предшественники сохранили ее, то наш долг − передать Андреевскую церковь, этот уникальный памятник, в таком же состоянии следующим поколениям.источник

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий