Обсуждают...
Опрос посетителей
Чего не хватает на сайте?

Booking.com
26 май 16:32Музеи

«Мамаева Слобода» - казацкий уголок в Киеве

   
 Мамаева слобода, Церковные ворота  Козак Мамай  Мамаева слобода в мае

Адрес: Киев, ул. Михаила Донца, 2
Телефон: +38 (044) 361-98-48
Время работы: ежедневно, 10.00-24.00

Некогда эти земли в обширной долине речки Лыбедь принадлежали Михайловскому Златоверхому монастырю. В советское время тут появился парк с плодовым садом. В 1990-м году, перед самой зарей нашей независимости, было подписано решении о создании культурно-этнографического центра «Мамаева Слобода». Прошло почти двадцать лет, и центр был открыт в июле 2009-го. Теперь на его территории 98 построек, воспроизводящих украинское село казацкой поры.


Мамаеву Слободу называет «Пирогово в миниатюре», сравнивая с известным и старейшим в стране этнографическим музеем под открытым небом на юге столицы. Но Мамаева Слобода, при внешнем и формальном сходстве, несет иной посыл: это не собрание музейных экспонатов, это - современный парк в стиле исторической народной традиции, сродни многим аналогичным учреждениям в государствах Европы. Все постройки здесь собраны по аутентичным старинным чертежам, рисункам и обмерам. Стоящая в центре слободы трехглавая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы воспроизводит одноименный храм Запорожской Сечи времен Богдана Хмельницкого. Постарались художники и резчики и со внутренним интерьером – наверное, это одна из самых роскошно украшенных в духе казацкого барокко церквей из числа построенных в недавнюю эпоху. При этом церковь изнутри уютна и компактна. От деревянных стен веет почти домашним теплом - в холодные морозные дни, в осеннюю слякоть и в дождливую погоду здесь всегда уютно. Великолепна резьба иконостаса храма, которая достойна сравнения с лучшими образцами мастеров прошлых веков.

Почему слобода названа «Мамаевой»? В украинском народном фольклоре, в первую очередь, в живописи, один из главных персонажей – т. н. «казак Мамай». Обычно его изображают сидящим «по-турецки», с трубкой во рту и музыкальным инструментом – кобзой - в руках. Образ казака Мамая стал олицетворением лучших народных черт, сводным изображением защитника родины, предметом девичьих грез и символом казацкого духа; он украшал «красный уголок» народного жилища наряду с иконами, а часто вывешивался и в церквях, особенно если в виде казака Мамая изображали строителя либо жертвователя храма.

В Мамаевой Слободе детально воспроизводится антураж и быт казацкого поселения, показываются особенности жизни разных прослоек населения XVII-XVIII веков. Усадьба сотника (командира казацкой сотни и управляющего гражданским округом, где проживали приписанные к сотне казаки) являет нам образец каменного строения той эпохи. Жилища гончара и кузнеца, дом священника, мельница на небольшом островке, шинок, принадлежащий еврею-арендатору и даже хата ворожеи-повитухи – все эти строения из повседневной жизни, фольклора и быта наших предков становятся в Мамаевой Слободе доступными, осязаемыми. Причем осязаемыми в прямом смысле: в отличие от Пирогова или иных музеев старинной архитектуры экспонаты можно ощупывать, на лавки – садиться, а на пушках – фотографироваться. Есть в Мамаевой Слободе и, вроде бы, не казацкий объект: на холме стоит скифская баба. Но и она тут более чем уместна: именно по образцу скифских курганов насыпали казаки холмы над могилами своих товарищей и вождей, и подчас только эти хмурые идолы далеких предшественников наших буйных степняков служили запорожцам ориентирами в походах, видели их схватки с врагом, становились единственными свидетелями гибели…

Ощущение пребывания в подлинном украинском селе создают многочисленные плодовые деревья, присущие именно здешним широтам. Это дуб черещатый, липа, вишня, калина, барвинок, лилия. Как видим, сами названия ассоциируются с Украиной, с произведениями ее писателей, поэтов и художников.

Мамаева слобода, как полноценный этнографический парк, помогает ощутить украинскую традицию во всей ее полноте. В том числе, и кулинарной. Четыре вида кухни можно опробовать здесь – старшинскую (т.н. «благородную»), мещанскую (городскую), крестьянскую и казацкую (походную, запорожскую). Не только блюда и напитки создаются по дедовским рецептам, но даже посуда изготовлена под заказ, по старинным образцам. А весь персонал Мамаевой Слободы одет в традиционную одежду казацкой эпохи.

В парке регулярно проводятся празднества и мероприятия, приуроченные к украинскому народному и религиозному календарю. Рождество, Крещение, Новый год и Святки, Святвечер и Пасха, Масленица и Иван Купала, октябрьские Казацкие Покрова и Маковей – вся эта смесь обрядов, характерная для культуры наших предков, скрупулезно воспроизводится на территории Мамаевой Слободы. В церкви регулярно проходят крещения и венчания по традиционному украинскому обряду.

 

     
 Мамаева слобода, козачка Мамаева слобода, камяница кузнеца  Мамаева слобода, г.Киев

Источник: http://starozhitnosti.kiev.ua/


Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.