Один мальчик и две бабушки

Booking.com

Один мальчик и две бабушки

В столичном Театре на Подоле идет очень симпатичный и человечный спектакль «Левушка». Его герой — наполовину еврейский, наполовину украинский мальчик, которого две горячо любящие, но враждующие между собой бабушки тянут каждая в свою сторону. Оказавшись между церковью и синагогой, Левушка в конце концов выбирает любовь.

Киев, Подол, послевоенные годы, густонаселенный дом-курятник. Типичный дворик с сохнущим на веревках бельем, Дворник (Мирослав Павличенко) с Точильщиком (Василий Кухарский) разливают традиционную чекушку, малолетний хулиган Витька (Роман Халаимов) потихоньку хулиганит. Мать и отец пятилетнего Левушки (Артем Емцов, также эту роль играет Артем Мяус) каждый вечер ходят в кино, им не до ребенка, а значит, и нам до них особого дела нет. Зато две бабушки мальчика — украинская бабушка Даша (Лариса Трояновская) и еврейская бабушка Роза (София Письман) — принимают в жизни внука самое активное участие. Беда в том, что они находятся в состоянии перманентной «холодной войны» и друг с другом практически не разговаривают.

Деньги и боги

У самого Левушки интересы вполне себе детские. Он хочет мороженого, но мороженого ему не положено — гланды не позволяют. Бабушки денег на заветное лакомство как назло не дают. Но вот однажды бабушка Даша, решив, что ее украинский внук не должен расти нехристем, ведет его в церковь. Узнав об этом ужасном событии, бабушка Роза закатывает глаза и ложится умирать, но быстро вскакивает, хватает своего еврейского внука за руку и тащит в синагогу.

Левушка — мальчик сообразительный. Бабушкины религиозные убеждения он ловко конвертирует в денежные купюры. Хочешь, бабушка Даша, чтобы я пошел с тобой в церковь? Давай рубль. А ты, бабушка Роза, хочешь, чтобы я не ходил в церковь с бабушкой Дашей, а ходил с тобой в синагогу? Давай два. Спустя некоторое время в тайнике у находчивого ребенка накапливается сумасшедшая сумма в 43 рубля. Что там какое-то мороженое — с такими доходами скоро можно будет купить настоящий мотоцикл!

Кстати, и в церкви, и в синагоге Левушка чувствует себя вполне уютно. Поначалу было боязно, но священник и раввин оказались такими милыми, добрыми дедушками. Родных своих дедушек Левушка-то никогда в жизни не видел — они погибли на войне. А может, вовсе и не погибли, может, все это неправда? Может, эти двое и есть его дедушки, которых ему так не хватает?

На один мотив

Тема национально-религиозного противостояния в отдельно взятой семье, с одной стороны, определенно выигрышная, с другой — безусловно, коварная. Здесь важно пройти по грани: и не впасть в простодушное умиление, и не задеть зрительских чувств неверно расставленными акцентами. Режиссеру Игорю Славинскому это в общем-то удалось. Помогло как собственное чувство меры, так и удачная литературная основа спектакля — рассказ писателя и драматурга Анатолия Крыма, с которым Театр на Подоле под руководством Виталия Малахова давно поддерживает тесное сотрудничество.

У иудейской и православной веры свои резоны, свои законы и правила. Однако в контексте спектакля они оказываются скорее условностями, чем непреодолимыми барьерами. Священнослужителей в церкви и в синагоге играют одни и те же актеры — для перевоплощения достаточно поменять ризы на кипы и сменить христианский распев на иудейское бормотание с раскачиванием. Пожалуй, самый яркий образ спектакля — это бабушкин песенный дуэт. Бабушка Даша поет «Місяць на небі, зіроньки сяють», бабушка Роза выводит «Тум балалайку», и вдруг две мелодии волшебным образом сливаются в одну — оказывается, в них использованы одни и те же гармонии. Тут надо отдать должное Екатерине Тыжновой, чье музыкальное оформление спектакля стало одним из залогов его успеха.

В «Левушке» немало остроумных режиссерских находок. Рискованная идея отдать роль пятилетнего ребенка долговязому, чуть ли не двухметровому, парню оправдала себя на все сто. Артем Емцов смотрится в заглавной роли очень органично, ему б поменьше запинаться с текстом, и было бы просто замечательно. Ну а если один дядька может сыграть пятилетнего мальчика, то почему бы другому не показать новорожденную девочку? Крошечный скетч, в котором Роман Халаимов изображает сморщенного агукающего младенца, — один из самых ярких комедийных моментов постановки.

Дорога к любви

Не все актерские ходы одинаково удачны. Характерные проколы связаны с национальной спецификой. У того же Романа Халаимова синагогальный сторож выглядит чересчур гротескно, а Мирослав Павличенко, перевоплощаясь в пожилого ребе, начинает говорить с утрированным акцентом. Другого рода шероховатости заметны в игре Софьи Письман: ее вполне натуральное еврейское произношение накладывается на хорошо поставленный мхатовский русский выговор и почти грузинскую жестикуляцию. В общем, бабушка Роза получилась какой-то очень уж интернациональной.

Постановка Игоря Славинского в целом легка и динамична, но все же один эпизод в ней немного провисает. И не столько потому, что диалог вернувшегося со службы на флоте Левушки со старым раввином неоправданно долог, а скорее по причине чрезмерной патетики с дидактикой. В этой сцене спектакль ощутимо теряет темп и становится слишком назидательным. Впрочем, замечательная финальная сцена все ставит на свои места.

Она возвращает зрителей к главному. К тому, что есть на свете нечто, гораздо более важное, чем мелкие домашние конфликты, национальные обычаи и способы обращения к Богу. Конечно же, это любовь, переполняющая обеих бабушек. Любовь, которую их внук, к счастью для своей совести, успел впитать сильнее, чем коммерческий дух. Любовь, которая в «Левушке» определенно главная тема и основная движущая сила. А также — главное чувство, с которым зрители этого симпатичного спектакля покидают маленький зал Театральной гостиной.

Кстати, это намек. Билеты на пользующийся неизменным успехом спектакль лучше заказывать заранее. Желательно за пару недель.

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий