Театральная площадь

Площади
Booking.com

Как добраться до Театральной площади:

от ст. метро Театральная пройти по улице Богдана Хмельницкого до пересечения с улицей Владимирской

Как добраться? маршруты

История театралки

Театральная площадь в Киеве по многим параметрам не может конкурировать со другими площадями города, однако она имеет значительную культурную ценность. В 1901 году на территории площади было возведено здание Киевского городского оперного театра, который в 1919 году был переименован в Государственный оперный театр им. К. Либкнехта. Более позднее название – Киевский государственный академический украинский оперный театр, ему было дано из-за того, что спектакли проходили на украинском языке). В 1934 году после получения Киевом статуса столицы Украинской республики театр переименовывают в Академический театр оперы и балета УССР. Национальным театром оперы и балета им. Т.Г. Шевченко он стал несколько позже. Этот театр считается одним из лучших в Украине, как по качеству даваемых представлений, так по уровню мастерства работающих здесь артистов. Здание нынешней Национальной оперы было построено по проекту петербургского академика архитектуры В. Шретера на месте претерпевшего пожар городского театра. Театральную площадь украшали разнообразными скульптурами грифонов и муз. Театральные маски, установленные на территории площади, как бы приглашали зрителей прийти в театр, чтобы насладиться чарующими звуками классической музыки.

В двухэтажном доме № 48 по улице Владимирской, что справа от Национальной оперы Украины, жили не только известные музыканты и певцы, но и знаменитые зодчие, среди которых Кобелев, являющийся автором здания Госбанка, Брадтман, разработавший концепцию цирка Гиппо Палас, и многие другие. Этот дом был творением рук известных на то время архитекторов Беретти-младшего и Шиле. Начало строительству положил композитор и пианист Петр Селецкий, заказавший в 1861 году Беретти-младшему спланировать вышеупомянутое здание.

Здесь же на Театральной площади по улице Владимирской 52 располагалась гостиница Франсуа, названная так купцом Голомбеком, который и приобрел данное строение в 1898 году. Ранее здесь размещался постоялый двор под названием Метрополь, владельцем которого был купец Воронин. Поэтому, совсем неудивительно, что Голомбек продолжил гостиничное дело. Были достроены еще два этажа, всячески благоустроены комнаты, гостиница приносила владельцу весомую прибыль. Именно здесь под крышей гостиницы Франсуа в 1919 году разместился театр Арлекин. Его создателями выступили на тот момент еще никому неизвестные, но впоследствии прославившиеся деятели культуры — Киплер, Юткевич, Козинцев и Эренбург. Театр пользовался популярностью и среди жителей города, и среди туристов, радуя зрителей своими смелыми новаторскими постановками.

В одноименном кафе-кондитерской Франсуа любили проводить время Михаил Булгаков и Тася Лаппа. Они пили кофе, о чем-то тихонько беседуя, то и дело, поглядывая через окно на красивое здание Оперного театра и огромный дом с угловой башней, построенный в 1901 году по проекту архитектора Яскевича. Этот дом упоминается в романе Белая гвардия как дом мадам Анжу. В последнее время здание было капитально отремонтировано. Если до революции его венчала только одна башенка, то на сегодняшний день киевляне могут любоваться четырьмя куполами, которые гармонируют с ажурными изваяниями Национального театра оперы и балета им. Т.Г.Шевченко и вообще очень удачно списались в общую картину Театральной площади.

Общественность была сильно возмущена, когда в 1970 году на месте небольших двухэтажных домиков, расположенных на улице Владимирской, возвели 10-этажный небоскреб, перегородивший площадь. Высотка не только косвенным образом стала конкурировать со зданием Национальной оперы, но и визуально подавляла его, однако никакие попытки киевлян повлиять на ситуацию не принесли желаемого результата. На сегодняшний день, как отмечают специалисты, Театральная площадь в Киеве требует к себе повышенного внимания, поскольку она была изначально построена не очень качественно, поэтому на лицо нарушение гидроизоляции, уменьшение защитного слоя, который со временем вымывается, промерзание земли зимой, из-за чего трескается и проваливается плитка. Решением Киевсовета здание Национальной оперы Украины было передано из коммунальной собственности в государственную, а вот Театральная площадь так и осталась в ведении города, поэтому киевлянам остается только надеяться, что муниципальные власти обратят внимание на этот памятник истории и предпримут соответствующие меры.

Исторический очерк

Постоянная оперная труппа была организована в Киеве только в 1867 году и стала наряду с театрами Москвы и Петербурга одной из лучших в Российской империи. Толчком к созданию постоянно действующего театра стали успешные гастроли итальянских оперных трупп в 1865—1866 гг. в Киеве. Труппа работала в помещении Городского театра, построенного в 1856 году по проекту архитектора Штрома.

Дореволюционные годы

Первый сезон был открыт оперой Верстовского «Аскольдова могила». Вскоре в театре были поставлены оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, на премьеры опер «Опричник» (1874), «Евгений Онегин» (1889) и «Пиковая дама» (1890) приезжал П. И. Чайковский, в 1893 в театр приезжал С. В. Рахманинов на премьеру оперы «Алеко», а в 1895 — Римский-Корсаков на премьеру «Снегурочки». В разные годы солистами театра были: Пётр Иванович Словцов, Нина Павловна Кошиц, Мария Куренко и другие.

Новое здание

В феврале 1896 года после утреннего показа «Евгения Онегина» случился пожар, полностью уничтоживший здание Городского театра, после чего был объявлен конкурс на проект нового здания. Этот конкурс выиграл проект архитектора Виктора Шретера. Сооружение нового здания на месте старого театра началось в 1898 г.

Зал оперного театра включал партер, амфитеатр, бельэтаж и четыре яруса, которые вмещают около 1650 зрителей (в партере 384 места), общая кубатура театра — почти 100 000 куб. м, площадь помещений — 40210 кв. м. Над главным входом театра был установлен официальный герб Киева с изображением архангела Михаила — покровителя города, однако по настоянию Киевского митрополита Феогноста, который считал театр греховным заведением, герб заменили аллегоричной композицией: геральдические грифоны держат в лапах лиру как символ музыкального искусства. Фасад здания украшали бюсты композиторов М. Глинки и А. Серова, Шевченко подаренные Киеву артистами петербургского Мариинского театра.
Кроме опер российских композиторов, в театре также были поставлены оперы Дж. Пуччини, Р. Вагнера, Ж. Массне, а также оперы Н. Лысенко «Майская ночь» (1903) и «Ноктюрн» (1914). Выступал в театре Фёдор Шаляпин.

Убийство Столыпина

В конце августа 1911 года император Николай II с семьей и приближенными, в том числе и с премьер-министром Столыпиным находились в Киеве. 1 сентября 1911 года император, его дочери и приближенные министры, Столыпин в их числе, присутствовали на спектакле «Сказка о царе Салтане».

Во время второго антракта спектакля «Сказка о царе Салтане», Столыпин разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. Неожиданно к Петру Столыпину приблизился Дмитрий Богров и выстрелил из браунинга дважды: первая пуля попала в руку, вторая в живот, задев печень. От мгновенной смерти Столыпина спас крест Св. Владимира, в который попала пуля и, раздробив который, изменила прямое направление в сердце. Этой пулей оказались пробиты грудная клетка, плевра, грудобрюшная преграда и печень. После ранения Столыпин тяжело опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом слышным находившимся недалеко от него, произнес: «счастлив умереть за Царя».

Советские годы

С приходом советской власти в 1919 году театр был национализирован и назван «Государственный оперный театр им. К.Либкнехта», с 1926 года — Киевская государственная академическая украинская опера (постановки шли на украинском языке), а в 1934 году, с приданием Киеву статуса столицы; — Академический театр оперы и балета УССР. В 1939 году театру было присвоено имя Тараса Шевченко.

В 1930-е годы обсуждался проект социалистической перестройки помещения киевского оперного, ему хотели придать архитектурные особенности нового «пролетарского стиля». Однако перестройка коснулась лишь снятия бюстов российских композиторов и сведения пристройки к тыльной стороне сооружения двухэтажного помещения репетиционных залов. В те годы в репертуаре театра появились оперы «Золотой обруч» и «Щорс» Б.Лятошинского, «Борис Годунов» М.Мусоргского и другие.
В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.
В годы Великой Отечественной войни театр был эвакуирован в Уфу, потом в Иркутск, а в 1944 году вернулся в Киев. В послевоенные годы репертуар театра пополнился сочинениями советских композиторов, в том числе поставлена опера «Катерина Измайлова» Д.Шостаковича, авторы спектакля награждены Государственной премией им. Т.Шевченко (1975).

В 1983—1988 годах была осуществлена капитальная реконструкция театрального помещения. Реставраторы внесли значительные изменения в закулисную часть театрального помещения, что позволило увеличить количество репетиционных залов, гримёрных, был оборудован специальный хоровой класс. Также был увеличен размер сцены до 20 м вглубь и 27 м в высоту. Общая площадь сцены теперь стала 824 кв. м. Также во время реставрации вместо старинного органа установили новый, построенный на заказ театра чешской фирмой «Ригер-Клос». Была переоборудована и оркестровая яма, в которой сейчас одновременно может поместиться 100 музыкантов. После реставрации площадь театральных помещений увеличилсь на 20000 кв. м. Стало вдвое больше гримёрных комнат, появилось несколько новых репетиционных залов.

Современный период

Назначенный в апреле 2011 года художественным руководителем театра композитор Мирослав Скорик магистральным направлением развития называет музыку украинских композиторов. В творческих планах театра на сезон 2011—2012 годов — опера «Пропала грамота», музыку к которой пишет Мирослав Скорик, опера «Иоланта» Чайковского, возобновление балетов «Весна священная» и «Картинки с выставки», постановка балета «Анна Каренина», оперы «Дон Карлос» Дж. Верди. Украинский композитор Евгений Станкович работает над масштабным спектаклем по сюжету повести Гоголя «Страшная месть». Среди проектов — одна из версий «Дамы с камелиями» и постановка балета «Татьяна» на основе пушкинского сюжета. Стандартно в театре ежегодно осуществляется 4 постановки — 2 оперы и 2 балета.

Награды и премии

Сталинская премия второй степени (1949); за постановку оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки
Государственная премия УССР им. Т.Шевченко (1976) — за оперу «Катерина Измайлова» в Государственном академическом театре оперы и балета Украины имени Т.Шевченко премией награждены: Венедиктов, Лев Николаевич, хормейстер, Загребельный, Александр Николаевич, исполнитель главной партии, Колесник, Евдокия Васильевна, исполнительница главной партии, Симеонов, Константин Арсеньевич, дирижер-постановщик, Шостакович, Дмитрий Дмитриевич, композитор (посмертно)
Государственная премия СССР (1976) — премией за произведения литературы и искусства для детей за балетный спектакль «Чиполлино» К. С. Хачатуряна, поставленный на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко награждены Хачатурян, Карен Суренович, композитор; Майоров, Генрих Александрович, балетмейстер; Ерёменко, Константин Андреевич, дирижёр; Косменко, Евгений Владимирович, исполнитель главной партии, Сморгачёва, Людмила Ивановна, исполнительница партии Редисочки. Поступление в вуз театральный довольно сложное занятие, стоит готовиться заранее.

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. SteveClerm

    Люблю здесь гулять

    Ответить
  2. Samuel

    Мок любимое место — театралка

    Ответить
  3. Jackienax

    Часто здесь провожу время с друзьями.

    Ответить
  4. Charlesunago

    Нè хвaтaeт нa отпýск? Зapáботáй нa Тýрцµю зá мecяц!

    Ответить
  5. Charlesunago

    Нaдоèло èсть òдну кáпуcтý? Руби кaпýcтý!

    Ответить