Актриса Лариса Кадочникова показала свои холсты и кисти

Booking.com

В столице открылась персональная выставка живописи и графики народной артистки Украины и России Ларисы Кадочниковой. Работы, представленные в экспозиции, отображают различные периоды ее творчества — с 70-х годов и до наших дней. На вернисаже побывали Анна Герман, Роман Балаян, Остап Ступка, Маричка Миколайчук, Николай Рушковский, Владимир Горянский и Тарас Чорновил.

 

«Мир моих грез и мечтаний» — так назвала свою выставку Лариса Кадочникова. В каком бы виде творчества ни пробовала свои силы актриса, для ирреального — видений, снов и фантазий — всегда находится место. Даже книгу воспоминаний, вышедшую несколько лет назад, автор назвала: «Белая птица: полеты наяву и во сне». Образы на ее холстах от реализма также далеки. Искажены пропорции, выбраны неожиданные цвета. Люди, лошади, слоны узнаваемы, но конкретный стиль, или направление определить сложно. Это что-то среднее между наивом и сюрреализмом. Сюжеты, выбираемые художницей, также сложно заключить в рамки. На выставке можно увидеть красочные живописные букеты, композиции, навеянные фильмами, где снималась актриса, иллюстрации к театральным постановкам. Встречаются даже библейские сюжеты.


«Образы на Ларисиных полотнах, конечно, парадоксальны, — рассказал «Известиям в Украине» Остап Ступка. — Но ведь и профессия наша — актерская, парадоксальна сама по себе. Здорово, когда все выплескивается на полотно, или бумагу. Я, например, не встречал художников среди актерской братии. Но радуюсь за людей, которые пробуют свои силы в каком-либо из видов искусства. Тем более если получается хорошо. Есть же артисты, которые умудряются одновременно быть и актерами, и режиссерами. На самом деле Лариса — уникальный человек. То, что она делает в живописи стоит особняком. Повторить ее рисунки вряд ли кто-то сможет».

Рисовать Лариса Кадочникова начала давно. Способности к изобразительному искусству, скорее всего, передались ей от великолепно рисовавшего отца Валентина Кадочникова, любимого ученика Сергея Эйзенштейна. Однажды, после выхода фильма Юрия Ильенко «Вечер на Ивана Купала» его попросили написать в газету. Проиллюстрировать статью он попросил жену. Рисунки Кадочниковой тушью понравились и даже были напечатаны. А так как на тот момент с ролями в театре и кино у актрисы было негусто, эксперимент плавно перерос в хобби. Свои первые работы она показала Сергею Параджанову. Гуру поэтического кино, известный мастер коллажей похвалил, вселив уверенность.

Теперь Лариса Кадочникова говорит, что стала художницей благодаря поддержке близких людей — мамы, Сергея Параджанова, Юрия Ильенко и художника Сергея Якутовича. И хотя рисовать профессионально она никогда не училась, цвет и композицию чувствует интуитивно. «Ценность полотна — не в качестве исполнения, а в личности автора, — заявила певица Маричка Миколайчук. — Любительские работы зачастую бывают интереснее профессионально написанных картин. Да, у профессионалов все выверено, техника совершенна, но в работе любителя есть более ценное — особенный взгляд, индивидуальность. Мне очень нравится то, что Лариса рисует. Ее творчество мне близко, потому что я знакома с ним с юности. Здесь очень много работ, которые я видела давным-давно. Тем более, они мне дороги. Качество исполнения в этом случае не имеет никакого значения».

Заинтересовалась живописью актрисы советник президента Анна Герман. «Я люблю живопись, — призналась Герман. — Особенно в технике батик. У меня много таких полотен. Люблю и покупаю львовскую живопись, но это не значит, что только ею ограничиваюсь. В основном, картины мне дарят, и я надеюсь, что когда-то у меня появится и работа Ларисы Кадочниковой». Поздравить актрису с вернисажем пришли близкие друзья, для которых художественные талант актрисы, не новость. Сын Сергея Параджанова Сурен с матерью Светланой Щербатюк, режиссер Роман Балаян, глава Национального союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач, телеведущая Светлана Леонтьева, актеры из Театра русской драмы им. Леси Украинки Николай Рушковский и Наталья Ковязина, режиссер и переводчик Алла Рыбикова. Все они отмечали трогательность сюжетов и позитивный взгляд художницы на мир. А народный депутат Тарас Чорновил добавил к праздничному настроению мистическую нотку: признался, что одну из ее картин когда-то увидел во сне. Выставка продлится до Старого нового года.

 

ЛАРИСА КАДОЧНИКОВА — «ИЗВЕСТИЯМ В УКРАИНЕ»

«Боюсь потерять свою индивидуальность»

На ваших полотнах часто встречаются растения и животные. Откуда такое тяготение к пасторали городского жителя?

Когда я была маленькой, наш дом в Москве был наполнен всевозможными животными. Я вообще не помню такого, чтобы у нас не было хотя бы кошки, собаки или каких-нибудь птиц. И потом — я очень люблю цирк. Сейчас хожу редко, но был период, когда пропадала там безвылазно. А на арене, каких только животных не увидишь! Так что животный мир со мною с детства, и это мои замечательные друзья, сопровождающие меня на протяжении всей жизни. Сейчас, к сожалению, живности не держу. У нас такая маленькая квартира, что просто негде завести ни кошечку, ни собачку. Да и следить за животными, гулять с ними, некому. Картины восполняют эту пустоту. Когда для выставки их забрали в галерею, я не могла спать. Не то чтобы беспокоилась за их сохранность — нет, просто это часть моей жизни, поэтому было ощущение, будто увезли половину меня. Просыпалась среди ночи с ощущением, что чего-то не хватает.

Как вы придумываете эти парадоксальные образы?

Есть сны, есть впечатления, навеянные жизнью. Бывает, увидишь что-то необычное, и это трансформируется в образы. Стараюсь поскорее запечатлеть их на бумаге. Но чаще всего они проявляются сами собой. Кладу перед собой чистый лист бумаги, и наблюдаю, как на нем проступают те, или иные образы. Все как будто выступает на гладкой ровной поверхности, и мне остается только обвести контуры. Потом ввожу краску, и все оживает.

Актерская практика помогает?

Конечно. Наверняка, это все и рождается благодаря некоему актерскому возбуждению. Все-таки сущность актрисы беспокойна, фантазия бурная. Театр и живопись взаимосвязаны. На моих картинах можно увидеть костюмы, сцены из спектаклей, цирковые сюжеты. Все — фантасмагория. Вот когда смотришь фильмы Феллини, у него тоже встречаются и наплывы, и цирковые аттракционы.

 У вас есть картина «Ковчег актерских ролей». Какие роли в ковчег попали, и по какому принципу вы их отбирали?

Это обобщающий образ. Я не планировала изображать какие-то сыгранные мною роли. Хотя там можно узнать Маричку из «Теней забытых предков», Дездемону из «Отелло». А остальные образы — собирательные. В театре я переиграла немало классики, поэтому в ковчеге появились не конкретные персонажи (их очень много!), а несколько разных, переплетенных между собой образов. Еще там есть ангел-хранитель, который бережет и все мои роли, и все художественные работы. Это очень помогает.

Просят ли родные, близкие, друзья писать их портреты?

Знаете, портретистом быть очень сложно. Есть люди, которым это удается, они смотрят на человека и точно чувствуют его характер. Я пишу только автопортреты и то — весьма приблизительно. А больше никого рисовать не пробовала. Хотя — нет, кажется, писала Параджанова с фотографии. Потом этот портрет подарила. Может быть, действительно стоит попробовать снова? Вы подали мне хорошую идею.

Вам не мешает отсутствие профессиональных знаний: как смешивать краски, как подготовить холст? 

Ван Гог тоже не получил художественного образования, хотя писал маслом, а это самое сложное. Когда-то я рискнула попробовать и, честно говоря, получилась такая дилетантская работа, что я в сердцах оставила ее на даче. Конечно, правильнее было бы преодолеть этот момент, переступить через «не получилось», попробовать снова. Но я не захотела. Решила, что проще писать чем угодно, только не маслом. С остальными материалами справляюсь без специальных знаний. Мне кажется, что за годы практики, я практически освоила профессию художника. Все-таки, рисую с 1970 года. Не буду говорить, что могу вот так запросто на заказ изобразить что угодно, но ведь и у профессиональных живописцев тоже не всегда все получается.

Я понимаю, что нет смысла идти в художественную школу и начинать все с нуля. Но, может быть, вы с кем-то советуетесь, что-то читаете?

 Нет, когда-то меня отсоветовали это делать. Художник Сергей Якутович сказал: «Зачем тебе учиться? Будешь думать только о том, как соблюсти пропорцию, как правильно провести линию. А на твоих картинах все живое, все дышит!». Сейчас думаю, что если бы села отрабатывать рисунок, или портрет, наверняка, потеряла бы свою индивидуальность. Рисовала бы правильно, но то, что присуще только мне, потерялось бы. Все-таки профессиональные художники похожи друг на друга, и каждый пытается найти свой ни на кого не похожий взгляд. Я его нашла и теперь боюсь потерять, не хочу загонять себя в рамки. Представляете, пойду я сейчас в школу, посижу, порисую, нарисую плохо. Меня обругают и наверняка поставят двойку.

Оцените статью
Добавить комментарий