В столичном Дворце «Украина» состоялся концерт легендарного итальянского композитора Эннио Морриконе. Звучали старые хиты из американских и европейских фильмов «Однажды в Америке», «Профессионал», «Малена», «Убить Билла», «Спрут», «Легенда о пианисте», «Бесславные ублюдки», за которые автор получил премию «Оскар».
Маэстро познакомил киевских зрителей с неизвестной страницей его творчества — симфонической и камерной музыкой, которую он активно создает в последние годы. Морриконе считает, что только классическое наследие может воспитать и вдохновить композитора. Но соглашается дирижировать только в том случае, если на концерте звучит лишь его музыка.
И относится к этому как настоящий перфекционист: все пять дней пребывания в Киеве Эннио Морриконе провел в ежедневных репетициях со сводным оркестром Украины и хором. Он работал с командой из 200 человек. И только на четвертый день изнурительных репетиций дирижер остался доволен результатом. На концерте все украинские исполнители, которые впервые работали с итальянцем, играли и пели так слажено, словно репетировали с ним всю жизнь.
Поселился композитор в номере люкс «Премьер Паласа». В Киев из Санкт-Петербурга прилетел обычным рейсом, и свой багаж носил только сам, невзирая на 83-летний возраст. Впрочем, выглядит маэстро гораздо моложе своих лет и поражает бодростью и искрометным юмором. По ментальности очень похож на украинцев — говорит живо, эмоционально, много шутит. Но вот характерной для итальянцев жестикуляции избегает.
Один из поклонников подарил Морриконе шарж на самого композитора. Гостю так понравился оригинальный подарок, что не переставал им хвастать все дни пребывания в столице. Порадовали композитора и сувенирный мяч к Евро-1012, и набор шахмат. В Италии Марриконе — чемпион по шахматам среди профессионалов, даже встречался за шахматной доской с Гарри Каспаровым и Анатолием Карповым.
Рабочий день композитора начинается с рассветом. Каждый день — утренняя прогулка, во время которой покупает свежие газеты, читает их за чашкой кофе с булочкой. Это его стандартный завтрак. Затем Морриконе идет в свой кабинет и пишет музыку. Он никогда не ждет вдохновения, так как считает это уделом дилетантов.
Морриконе и в личной жизни придерживается стабильности. Он много лет живет в Риме со своей женой, с которой обвенчался в 1957 году. У них четверо детей, два сына и две дочери. Старший Андреа пишет музыку для американских фильмов, поэтому живет в Лос-Анджелесе. «Он долго не слушал моих советов, но с возрастом поумнел, и стал обсуждать со мной новые проекты, — говорит Морриконе. — А моя жена обыкновенная женщина, не королева, и за это я ее люблю».
На вопрос о том, знаком ли с представителями мафии, как автор лучшей музыки к фильмам о криминале, композитор с улыбкой отвечает: «Нет, не знаком, видел их только по телевизору». Хотя наверняка лукавит, ведь известно, что он пользуется особым уважением в этих кругах.
Писать музыку к фильмам Морриконе начал в 1961 году, в 33 года. Поначалу это были итальянские вестерны, с которыми теперь прочно ассоциируется его имя. А широкая известность пришла после работы над фильмами его бывшего одноклассника, режиссера Серджо Леоне. Их творческий союз часто сравнивают с такими известными дуэтами, как Эйзенштейн-Прокофьев или Феллини-Рота. Позднее музыку для фильмов у Морриконе стали заказывать классики кино — Бернардо Бертолуччи, Пьер Паоло Пазолини и Дарио Ардженто. Он также работал в звукозаписывающей компании RCA, где аранжировал сотни песен для Джанни Моранди, Марио Ланца, Миранда Мартино. И хотя маэстро не очень распространялся в воспоминаниях, было очевидно, что он гордится сотрудничеством с ними.