Очень политический спектакль

Booking.com

фарс «Игры олигархов» Киевского академического драматического театра на Подоле представляет собой пародию на нынешнюю украинскую политику и то, как она преломляется сквозь призму телевидения. Отражение отражения повеселило ЮЛИЮ БЕНТЮ, очертило политическую позицию драматурга Александра Прогнимака, но вряд ли претендовало на воссоздание адекватной картины реальности. Украинский театр не то чтобы совсем не реагировал на политику, которая ну очень волнует его зрителей, скорее, он держался от нее на безопасном расстоянии. А она, в свою очередь, обходила его по касательной. Но потом откуда ни возьмись на украинской театральной сцене появился одесский бизнесмен и чрезвычайно плодовитый драматург Александр Мардань, который в придачу к текстам собственного сочинения гарантирует театру финансирование постановки, а режиссеру – право на авторское понимание текста. И таким образом у зрителей есть надежда получить как минимум «Антракт» в постановке дебютанта Сергея Бойко (Театр на Подоле), а как максимум – «Последнего героя» маститого Дмитрия Богомазова (Театр драмы и комедии на Левом берегу). 

По стопам одессита Александра Марданя пошел киевлянин Александр Прогнимак. В драматургическом смысле оба Александра очень похожи: образцом для подражания, судя по всему, для них служит мастер парадоксов Оскар Уайльд. Вероятно, оба драматурга – легкие, веселые собеседники, которым захотелось перенести свои остроумие и жизненный опыт на сцену. Однако оказалось, что бытового остроумия для хорошей пьесы мало, а разговор о жизни проходит в формате светской беседы на банкете уровня средней руки. Ко всей этой компаративистике важно добавить еще один пункт: в портфеле Марданя пьес достаточно для того, чтобы количество имело возможность перейти хоть в какое-то качество, а «Игры олигархов» Прогнимака – лишь третья проба пера, после дебютной комедии «Фракция» и романтической драмы «Судьба поэта». 
Собственно говоря, именно такие пьесы являются для театральных трупп экзаменом на универсальность, и Театр на Подоле вместе с режиссером спектакля Виталием Малаховым и задействованными в нем актерами экзамен этот, пожалуй, выдержали. Они пародируют телевидение, у которого есть влияние и деньги и которое, что бы там ни говорили, абонирует у театральных трупп самых ярких актеров. Но их пародия ярче, находчивее и выразительнее оригинала, будь то девушки, томно умоляющие позвонить в студию, либо молниеносно проносящиеся рекламные ролики. 
Качество, точность и азарт – главные зрелищные составляющие этого спектакля, за которыми, к сожалению,– абсолютная пустота. По «Играм олигархов» можно составить представление о наполнении телепрограммки и рекламных блоков и в который раз сделать вывод о том, что в политике давно нет битвы идеологий – только битва капиталов. Но если в этих банальностях господин Прогнимак вторит народу, то в репликах про сбор Майдана за деньги и партию «Наша Троещина» устами драматурга Александра Прогнимака явно говорит замглавы фракции Партии регионов в столичном горсовете. 
Вот вам политическое ток-шоу Влада Бердичевского, под именем которого выведен в спектакле известный телеведущий Савик Шустер. Вот восемь представителей противоборствующих «партий третьего эшелона» с говорящими гоголевскими фамилиями. Вот двое олигархов, Черный и Белый, перетягивающие друг у друга неразработанный рудник. И в конце концов – фальшь-финал в виде песни на текст «Ти на землi людина» Василя Симоненко, который во всей этой клиповой модели действительности дает понять, что политика – это не образ жизни общества, а всего-навсего одна из профессий. И, очевидно, не самая важная. 
Интересно другое. Большинство очень хороших пьес, в том числе классических, в наших театрах ставятся спустя рукава. В случае же с «Играми олигархов» имеем хороший спектакль, сделанный на основе плохого, скачущего по верхам текста, который убедительно доказывает, что спектакль – это, к счастью, не только пьеса.

Оцените статью
Добавить комментарий