Опыт участников Булгаковского фестиваля показывает — проблема «театр и деньги» стала сейчас актуальнее традиционного во времена мастера противопоставления «театр и власть»
Прошедший в Киеве VII Международный фестиваль искусств им. Михаила Булгакова был посвящен в первую очередь непростым отношениям писателя с миром, в котором он жил и создавал свои литературные и театральные шедевры. Секции так и назывались — «Художник и власть», «Автор и театр». В первом случае речь шла о сложных взаимоотношениях писателя и могущественного генсека Иосифа Сталина, который был на мхатовской постановке булгаковской пьесы «Дней Турбиных» не менее пятнадцати раз и как мог защищал писателя от нападок его идеологически правильных коллег, но так и не дал ему свободы. Вторая тема — не менее непростые отношения Булгакова со МХАТом.
Этим проблемам были посвящены второй и третий заключительные дни фестиваля. А вечер открытия седьмого Булгаковского праздника, который, как и остальные фестивальные дни, прошел в здании школы «Мастер-класс» на Печерске, начался экскурсом в киевскую жизнь писателя на Андреевском спуске в доме №13. Много говорили о людях, окружавших его в реальной жизни и впоследствии воплотившихся на страницах булгаковской драматургии и прозы. Театральную часть фестиваля открыл Киевский муниципальный театр с музыкальными чтениями из пьесы «Тарас Бульба» (Булгаков, как известно, был почитателем Гоголя). Затем выступили актеры столичного театра «Колесо». Но больше всех в эти дни были задействованы актеры Театра на Подоле, главный режиссер которого — народный артист Украины Виталий Малахов — является бессменным главным организатором и инициатором фестиваля. Поначалу сам фестиваль должен был состояться в новом здании Театра на Подоле на Андреевском спуске, но его вовремя не сдали.
Главным отличием булгаковского торжества этого года от предыдущих стало привлечение талантливых англоязычных режиссеров и актеров из Великобритании, США и Канады, уже поставивших или желающих поставить пьесы писателя у себя на родине. «Безусловно, достижение этого сезона в том, что нам впервые удалось пригласить из дальнего зарубежья целую группу профессиональных театральных команд», — констатирует Виталий Малахов. Иностранные гости многое дали этому мероприятию — неожиданныетрактовки привычных и, казалось бы, хорошо знакомых булгаковских произведений, опыт западного театрального менеджмента, наконец, свежий взгляд на то, что значит сейчас имя Булгакова за рубежом. «Булгаковский фестиваль нужен Западу. По-моему, он важнее даже ежегодного Чеховского фестиваля в Москве. Описанные Чеховым, Тургеневым, Достоевским человеческие чувства понятны везде, а проблемы, поднятые в их романах, универсальны. Булгаков писал о своем времени и другом социальном мире, непонятном западному зрителю. Вне Украины и России его творчество хорошо знают только специалисты. Перед тем как ставить Булгакова в Канаде, мы писали о нем статьи в газетах, чтобы как-то подготовить зрителя», — рассказал корреспонденту «Эксперта» художественный руководитель и продюсер театра TIFT (Talk Is Free Theatre) из канадского города Бэрри Аркадий Спивак.