Попасть за кулисы театра и увидеть всю кухню изнутри для публики всегда было весьма заманчиво. В новом спектакле «Антракт» Театра на Подоле этого в избытке, со всеми проблемами, интригами, маленькими и большими трагедиями, смехом и слезами.
Одноименную пьесу становящегося все более популярным русско-украинского драматурга Александра Марданя поставил Виталий Малахов. «Антракт» — одна из новых работ автора, в которой ему удалось преодолеть присущие его первым опусам недостатки, как то излишняя публицистичность, фрагментарность, драматургическая невыстроенность…
В новой пьесе Александра Марданя воплотилась его любовь к театру и вера в него (правда, подчас слегка наивная)…
Место, всегда скрытое для посторонних глаз — гримерка ведущих актрис,— на сей раз вынесено на сцену. Сюда в антракте спектакля «Три сестры» соберутся исполнительницы главных ролей. Дамы чувствуют себя вполне непринужденно, наперебой выясняют отношения, поправляют сценические костюмы и макияж. Сцена давно стала для них единственной реальностью, так что даже имена, под которыми героини будут представлены зрителю, не их собственные, а сыгранных ими персонажей чеховской пьесы.
Размеренную жизнь провинциального театра, в котором бессменно служат героини, всколыхнуло внезапное посещение всемирно известного режиссера Павла Богомолова (Сергей Бойко). Он когда-то начинал в этом богом забытом театре и был в большой дружбе с его нынешним худруком, суровым Петром Никитичем (Федор Ольховский). Только когда молодого режиссера выгнали из театра за чересчур смелую для времен застоя постановку «Голого короля», дружба окончилась и началась успешная карьера.
Свое возвращение Богомолов считает необходимой паузой, отдыхом от ежедневной суеты. Кроме того, его поспешный отъезд несколько десятилетий назад оставил нерешенными проблемы личного характера — в театре продолжают работать его бывшая невеста Маша (Тамара Плашенко) и любимая женщина Оля (Мария Рудковская), ради которой он оставил невесту.
Для своего триумфального возвращения господин Богомолов выбирает отнюдь не классику, а эпатажную современную пьесу «Монологи вагины» Ив Энцлер. Режиссер надеется при помощи предельно откровенных монологов пьесы вызвать актрис на честный разговор. Но менталитет провинциальных жриц Мельпомены не позволяет им выйти из привычного образа — из пяти розданных ролей четыре тайно возвращаются постановщику. Только самая молодая из актрис, шальная Ирина (Анна Саливанчук) готова сыграть предложенное, ее еще не пугает необходимость физически либо морально обнажиться на сцене. Об Ирине ее доброжелательные коллеги отзываются как о маленькой, но очень перспективной стерве. Она выросла за кулисами — кстати, сказанная вскользь фраза о том, что много лет назад Павел близко знавал ее мать, гримершу Зину, наводит на мысль о вполне вероятном отцовстве знаменитого режиссера.
Неудивительно, что в новой постановке (взамен бойкотированной дамами) Ирина получит роль Дочери. Именно так, с прописной буквы, потому что все персонажи в этой пьесе — ипостаси женского начала: Мать, Жена, Сестра, Дочь, Любовница. Репетируя с актрисами их сцены, режиссер пытается разобраться в своих с ними взаимоотношениях. Наиболее яркими и драматичными становятся эпизоды с Машей и Олей — Женой и Любовницей соответственно. Тамара Плашенко играет свою Машу типичной стопроцентной актрисой — наверное, даже во сне такая не выходит из образа и озабочена своей внешностью. Героиня не прочь бы вернуть былого возлюбленного, к тому же ставшего знаменитым режиссером. Но Павлу Богомолову от нее не нужно уже ничего, зато от Ольги он готов принять все. Мария Рудковская рисует Олю прежде всего женщиной, даже чересчур искренней, чтобы быть хорошей актрисой. Все три пласта сценической реальности наслаиваются друг на друга, переплетаются в запутанный клубок эмоций и чувств, событий и взаимоотношений. Внезапное исчезновение режиссера оставляет финал открытым.