Сергей Бойко настолько обаятелен и импозантен, что однажды увидев его в Театре на Подоле, непременно вернетесь туда еще раз. Потому как очень уж захочется снова увидеть эти глаза, способные в одну секунду превратиться из честных в лукавые и недобрые. И – наоборот. Герои Бойко, казалось бы, совсем не похожи ни на него самого, ни друг на друга – очень уж они разные. Но есть и кое-что общее: каждый из них несет в себе свою правду, каждый верит в то, что он делает, каждый – все-таки немножко сам Бойко. Он – лучший киевский Астров из «Дяди Вани» (в 2003 Бойко получил «Киевскую пектораль» за «лучшую мужскую роль»). А еще – Мина из «Мины Мазайла», Отец из «6 персонажей в поисках автора» и др. Почти 20 лет Сергей Бойко – ведущий актер в Театре на Подоле. Еще – снимается в телефильмах и сериалах, ведет ежедневную телепрограмму «Життя триває». А не так давно отметил юбилей: в апреле Сергею Бойко «стукнуло» полвека.
– Сергей, не обидно, что полвека за спиной – а ни званий, ни регалий?
– Да, нет. Грубо говоря, я не строил карьеру. Если бы я ее строил, то был бы уже сейчас и народным и прочее, и прочее… Хотя, если честно, то иногда обидно. Особенно это чувствуешь, когда становишься старше. Когда осознаешь, что неизвестно, что там впереди, сколько там еще… Дай Бог, чтобы были здоровье и силы. Уже – время собирать камни. И хочется их собирать.
– Вы – львовянин. Не жалеете, что переехали в Киев?
– Нет. Я осел в Киеве уже очень давно. Кстати, после института им. Карпенка-Карого я по распределению должен был попасть во львовский театр им. Заньковецкой: очень этого хотел, ждал. Но тут – армия, Афганистан… После Афгана вернулся домой: думал, что буду только дома, с мамой – просто хотелось спокойной жизни. Но вдруг в Киеве открылось сразу несколько театров. Я приехал, заглянул в Молодежный (нынешний Молодой. – Ред.), а там – все свои: друзья, однокурсники… Попробовался, меня пригласили, и я остался.
– Но потом ушли…
– Да. Просто однажды наступил такой период, когда невозможно было работать, когда я уходил из театра. Все тогда надоело, все эти войны… До 1987 года служил в Молодежном театре. И ушел в никуда. Потом поработал некоторое время в театре «Валентина». А уже с 1989 – постоянно у Малахова.
– Худрук Театра на Подоле Виталий Малахов говорит, что вы – трудоголик. А как же богемный образ жизни?
– Знаете, я его никогда не вел: у меня на это не было времени. Вообще, я считаю, что в театре, кто бы что ни думал, сложно вести такой образ жизни: ведь все происходит внутри одного круга людей. Поэтому часто браки случаются внутри театра: нет времени пойти кого-то поискать себе на стороне – все внутри. Тут расходятся, тут же сходятся. Все варится, как в доме. А, вообще, я думаю, что актерская профессия дисциплинирует. Мой личный опыт показывает, что театр требует жесткой дисциплины. К сожалению, у нас это не всегда получается, потому что театр не кормит актера: все бегают, где-то что-то зарабатывают.
– А чем, кстати, театр «кормит» зрителя? Как считаете, современный театр для зрителя «кафедра», как говорил Гоголь, или все-таки больше развлечение?
– Я думаю, однозначно, развлечение. Очень мало людей, которые хотят действительно что-то узнать, познать, о чем-то задуматься. Правда, пусть и не часто, но бывает так, что если спектакль хороший, качественно сделанный, он достигает цели: люди начинают думать, несмотря на то, что изначально они приходят за развлечением. У зрителя происходит эмоциональный стресс, что ли. Вот спектакль «Дядя Ваня»: я его очень люблю именно за то, что многие зрители плачут. Их трогает, цепляет, они действительно что-то пересматривают в жизни.
– Говорят, Чехов «приходит» после 30-ти…
– Может быть. Причем – неожиданно: какие-то образы, фразы… Я обожаю юмор. Идеал для меня – Ильф и Петров: я считаю, это вершина. И вдруг в какой-то момент я понял, что они многое брали у Чехова: парадоксальность, неожиданные фразы. Вот, например, в том же «Дяде Ване» я герой Вафля после ссоры, стрельбы говорит: «Это достойно кисти Айвазовского». А ведь Айвазовский никогда никаких побоищ не рисовал – только море.
– Вы говорите, что люди сегодня идут в театр развлекаться. А ведь у вас в театре в некоторых спектаклях затрагиваются совсем не «развлекушные» политические темы…
– Вы имеете в виду «Дворянские выборы»? Не думаю, что это какой-то остросоциальный спектакль, сделанный специально «на злобу дня». Есть мнение, что все уже написано, все сыграно, все сюжеты сочинили греки, они же все и поставили. Но жизнь-то все равно развивается по спирали. И просто так получается: то, что Квитка-Основьяненко написал в 19 веке, актуально и сейчас. Люди меняются мало. Скорее – меняются обстоятельства, а человек остается тем же… И человек хочет смотреть спектакль о себе: не так даже важно, «развлекушный» или нет. Когда смотришь «Дворянские выборы», то понимаешь, что и тогда, в 19 веке, подкупали избирателей, и сегодня делают то же самое. Что те, кто побеждал, делили между собой должности и блага – как сейчас. Все остается очень актуальным. Но наш театр не гоняется за политикой. Просто, если это настоящий спектакль, то, конечно, он имеет много тем, которые мы в жизни и в политике встречаем.
– Актеры с большим опытом часто начинают заниматься режиссурой. Вам не хотелось?
– Малахов пытается меня направить на этот путь. Я сейчас – ассистент режиссера спектакля «Антракт» по пьесе Марданя. Но режиссура – это другая профессия: здесь надо уметь видеть со стороны, иметь отстраненный взгляд. Мне кажется, что режиссер должен обладать математическими способностями, аналитическим мышлением. Сам вот я, наверное, репетирую по-актерски: «разминаю» спектакль, так сказать. А потом придет Малахов и расставит все по местам, увидит целое.
– Есть у вас любимые роли, спектакли?
– Да. Любимая роль – это все тот же Астров из «Дяди Вани». Еще люблю спектакль «Игроки», хотя, к сожалению, мы еще не вышли на тот уровень, когда он по-настоящему сыграется. И «Журден», конечно же. Я, по большому счету, очень люблю играть комедии.
– Любите кокетничать с залом?
– Да, побаловаться немножко. Хотя сейчас стал другим, поспокойнее. Но раньше я это обожал.