Богдан Бенюк: я выиграл «Сто тысяч»!

Booking.com

Бодя, Богданчик, Беня, Швейк – вот далеко не полный перечень ласкательно-доверительных имен, которыми друзья, близкие и знакомые называют этого всегда улыбающегося человека. А еще Богдана Бенюка величают «солнечным зайчиком украинской драматургии»

Истинный народный артист (как тут не вспомнить крылатую фразу о роли в обществе «не народного артиста, а артиста из народа»?!) любим и уважаем миллионами наших соотечественников, для которых слово «театр» — не просто сочетание гласных и согласных, а состояние души. 

Общаться с Богданом Михайловичем — одно удовольствие. Он не заносчив, не болен звездной болезнью, не напыщен и не сварлив. Бенюк — олицетворение настоящей доброты — в ее человеческом проявлении. Это тогда, когда слово «человек» можно и должно писать с прописной буквы.
Повод для нашей встречи — более чем радостный. На днях Бодя выиграл «Сто тысяч» — в их литературной транскрипции. А если говорить без экивоков и тумана, то факт остается фактом: именно народный артист Украины Богдан Бенюк стал главным героем бессмертного творения Ивана Карпенко-Карого «Сто тысяч». Эта пьеса станет гвоздем театрального сезона в Киевском театре на Подоле, которым руководит друг и товарищ по работе собеседника ИМК («ИнтерМедиа консалтинг»), известный украинский режиссер Виталий Малахов.

— Богдан, как Вам в «шкуре» Герасима Калитки? Не тесновато ли? Припоминаю: в школьные годы этому «антигерою» крепко доставалось от моей учительницы украинской литературы Нины Викторовны. «Глытай», «кровопийца», «кулак» — вот самые мягкие из эпитетов, которыми она, словно гвоздями, приколачивала к позорному столбу земельного магната Герасима…

— Ошибалась, ой как жестоко ошибалась Ваша «училка»! «Лепила горбатого» она Герасиму потому, что так надо было — время такое переживала, в тот непростой период, наша многострадальная страна. Тогда (многие сегодня об этом подзабыли) правила бал другая идеология — со-ци-а-лис-ти-чес-ка-я!

На самом деле Герасим Калитка никакой не кулак, а трудяга, пахарь. Если посмотреть на этого человека глазами наших современников, которые уже живут не в условиях «совка», если отбросить в сторону всю эту ортодоксальную хрестоматийную шелуху и ни к чему не обязывающие словеса, то мы увидим: в образе Герасима Калитки нет ничего отталкивающего, негативного, демонического.
Это в учебниках, которые мы в свое время вместе с Вами «штудировали» в школе и вузах, его «загоняли в стойло» остро негативных персонажей: мол, греб, гадюка, под себя землю гектарами, давил к ногтю простых селян, измывался над ними почем зря… А еще — больше всего на свете — любил деньги, их приумножение. Такой себе упырь, украинский Гобсек…

На самом деле все по-другому. Если внимательно прочесть это драматическое произведение, прочесть без предубеждения и стереотипов школьного восприятия, то где-то со второго-третьего раза начинаешь понимать: это отнюдь не негативный персонаж.

Он — труженик, вокруг которого воедино парадоксальным образом сплелись многие болевые точки той дореволюционной действительности, о которой не нам судить. Мой сценический герой просто выбрал такую модель поведения: как говорится, с волками жить — по волчьи выть.

Калитка не был паразитом, как его живописали в социалистических школьных учебниках по украинской литературе. Отнюдь! Герасим любил землю. Любил, может быть, слишком гипертрофировано. Ишачил на ней с утра до вечера, наравне с крестьянами, надрывался, «плуга пер»… И хотел одного-единственного — чтобы эта земля приносила отдачу.

Калитка не просто скупал землю, как это делают сейчас наши «новые украинцы» — ломтями, кусками, без разбору во всех уголках Украины — «аби було не менше, аніж у сусіда»… Это они, наши нынешние наделенные властью богатеи-скоробогатьки, тупо «используют» на «прихватизированных» гектарах труд своих нищенствующих земляков. Используют хищнически. Давят их, подчас, как скотину, как быдло — до последнего вздоха…
А Герасим жил по иным понятиям: сам пахал на земле-кормилице, пахал как вол! Так что не нужно плевать в сторону Калитки! Таких людей уважать надо. Это, по моему глубочайшему убеждению, положительный, а не отрицательный персонаж!

В интерпретации Виталия Малахова «Сто тысяч» зазвучали доселе невиданными, необычайными красками. Как это произведение перекликается с нашей нынешней непростой жизнью!

Это — гениальное произведение. И мне очень понравилось, когда на первой репетиции Малахов сказал просто фантастическую фразу, которая запала мне в душу: «Мы будем играть Шекспира!»

Эта фраза меня буквально окрылила. И я понял: коллизии, которые происходили в украинской классической пьесе, которая имела миллион постановок, которая имела миллион сатирических, комедийных трактовок, сегодня — внезапно ли? — приобрела в Киевском театре на Подоле философское звучание.
Это — неимоверно трепетное звучание. Я думаю, что в ближайшее время это сценическое произведение сравняется по силе энергетики с такими раскрученными пьесами, как «Сеньор из высшего общества», «Белая ворона» и «Приключения бравого солдата Швейка». Это произойдет обязательно. Уж слишком мощный заряд у «Ста тысяч». Дайте только срок!

— Богдан, в этом году у Вас творческий юбилей — тридцать лет на сцене. Что скажете по этому поводу?

— Тридцать лет?! Ой, мама дорогая! А я и не почувствовал… Вот как годы летят — словно быстрокрылые птицы. Даже и не заметил, как все это произошло… Вы знаете, это счастливое совпадение, что именно к юбилею мне так подфартило с ролью Калитки. Я давно шел к ней. Были десятки ролей. Были взлеты и падения. Был Швейк, с которым меня персонифицируют миллионы украинских почитателей театрального искусства.
Недавно вот отпраздновал свое пятидесятилетие. Не думал — не гадал, что у меня так много истинных друзей, которые видят во мне не только актера, но и самого обычного человека.

И вот — «Сто тысяч». Расцениваю это как фарт, дар богов, выигрыш в лотерее. Очень своевременная роль! Здесь есть над чем задуматься, есть где размять сценические мускулы. Спасибо Виталию Малахову, что именно мне предложил поработать в крестьянской свитке Герасима.

«Сто тысяч» — это очень актуальная пьеса. Мне очень приятно, что этот сценический герой оказался востребованным именно сейчас. На Калитку народ валит гурьбой. Билеты в театре на Подоле раскуплены на три месяца вперед.

Дошло до парадоксального: недавно в театральную кассу позвонил некий загадочный почитатель моего сценического искусства. Спросил, можно ли «достать» билетик на Бенюка. Ему ответили прямо: билетов нет и на ближайшее время не предвидится — в театре аншлаг. Тогда этот человек, не моргнув глазом, предложил за возможность побывать на «Ста тысячах» двести долларов. Но ему мягко отказали: не будут же «дорисовывать» новые билеты. Словом, театралу так и не посчастливилось попасть в зал. Звонивший только вздохнул в сердцах в трубку и резко отключил телефон — мол, ничего, попытаюсь прорваться с «черного хода».

— На днях услышал из уст Виталия Малахова: «Бенюк — термометр украинской нации. То, как он сыграл Калитку, доказывает: наша нация — здорова, она может подтрунивать, смеяться над собой. А еще — сочувствовать и переживать, с нежностью и трепетом относиться к тем болячкам, которые присутствуют на теле организма украинского народа». Как бы Вы прокомментировали эту оценку своего худрука?

— Спасибо Виталию за эти теплые слова. Мне очень приятно, что он так думает. Скажу, как есть: мне несказанно повезло.

На сцене Киевского театра на Подоле, под руководством Виталия мне посчастливилось играть вместе с такими актерами, как Тамара Плошенко и Сергей Сипливый. Мы многому научились друг у друга. Жизнь устроена весьма интересно: она вращается вокруг тех идей, тех людей, которые могут «воспламенить» нас, что-то организовать, что-то придумать…

Недавно вот вернулся из американского Ивано-Франковска — так я называю (в шутку, конечно) Сан-Франциско. Был там по делам — я с определенных пор возглавляю Федерацию больных сахарным диабетом Украины. Американская конфедерация собрала представителей всех стран, чтобы определиться, как бороться с этой страшной болезнью.
Я — актер. Но — это мое глубокое убеждение — должен заниматься не только своей профессией, а еще и помогать, чем могу, нашим согражданам. Недавно поймал себя на мысли: я — звено, которое соединяет между собою людей. Поступать так меня вынуждает нечто, какая-то высшая сила. Это именно она отдает команды: «Богдан, ты должен сделать это и это!» И я выполняю целый ряд заданий, которые сами собой возникают по ходу моей жизни.

Я всегда стараюсь доводить эти «поручения свыше» до логического завершения. Уже привык к этому. Просто говорю себе: «Богдан, сделай это обязательно, так надо!» Как мудрый сельский парень (я так называю себя в шутку) уже научился аккумулировать и разделять эти вещи: где есть успех, где есть работа, где работа во имя будущего?

Ничего сверхгениального здесь нет: есть понимание того, что мы — в конце концов — осознаем в какой-то момент нашей жизни: она дается человеку один раз и ее, как учил нас Павка Корчагин, нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. Эта фраза вошла в наше подсознание. И это правда. Мне недавно стукнуло 50. Оборачиваясь назад, я подумал: «То, чем я занимаюсь, то, чем я живу, должно иметь какой-то отзыв. Как минимум — у родных и близких. Как максимум — у незнакомых людей. И чем их больше, тем лучше. Значит, люди тебя услышали, значит, понимают, что ты старался для них сделать что-то хорошее. И сделал!».

— И все же, Богдан, позвольте вернуться к «Ста тысячам». Критерий, по которому почитатели сценического искусства «сверяют часы» по Бенюку — это, несомненно, Швейк Ярослава Гашека. Именно этот мудрый и ценящий настоящий юмор человек — своеобразная планка, точка отсчета в твоей театральной биографии. Как на фоне Швейка «отсвечивает» Герасим Калитка? Не жидковато ли выглядит?

— За Калитку мне не стыдно. Я так устроен: стараюсь, чтобы планка предыдущих работ никогда не опускалась ниже того, что приходится играть, как говорится, с чистого листа. Давайте говорить прямо: творческий возраст каждого актера ограничен временными рамками — мы все стареем, теряем фактуру.
Ты понимаешь: годы идут, и завтра ты не сыграешь то, что можно сыграть сегодня. Но есть одно «но». Ты не можешь играть ту или иную роль, пока не появится тот «рыжий сер», который поверит: да, именно Бенюк в его пятьдесят один год, а не кто-то другой, вправе «замахнуться» на ту или иную роль. Недавно мне один умный человек сказал: «Бодя, тебе несказанно повезло: 51 год отроду — это чудесный возраст. Ты имеешь все дивиденды — 50+1! Это контрольный пакет акций — все проценты твоего творчества перешли в твои руки». Я понимаю, это так. Но, в то же время, и не так: все мы под Богом ходим.

— Недавно продюсер Мирослав Гринишин и режиссер Наталия Грабченко, фигурально выражаясь, заложили первый кирпичик в «фундамент монумента творческого бессмертия» народного артиста Украины Богдана Михайловича Бенюка. Они — не без помощи спонсоров, понятное дело, — выпустили DVD-версию празднования юбилея Вашей творческой деятельности. Этот бенефис — буквально нарасхват. Поговаривают, что собираются допечатывать еще несколько тысяч дисков. Не рано ли Вы «забронзовели»?

— А что, заметно? (смеется) Это была не моя инициатива! Прошу заметить, не я это предложил…

Но, признаюсь, мне очень приятно: ведь на DVD ребята «отчеканили» мои лучшие сценические работы. Сюда вошли многие роли, в том числе и Швейк, чтоб ему икнулось!
А еще — на память — на диске записали поздравления с моим творческим тридцатилетием Анатолий Хостикоев, Михаил Резникович, Богдан Ступка, Александр Быструшкин, Лесь Заднипровский и многие другие, близкие мне по духу и мировоззрению, представители творческой интеллигенции.

Очень лестно, что на праздновании моего бенефиса (а состоялся он на сцене Национального академического драматического театра имени Ивана Франко) пел церковный хор монастыря Святого Василия Великого, детский фольклорный аутентичный хор «Дай, Боже», проходила съемка программы «Культурное пространство». Я никогда не забуду этот день: улыбки, поздравления, актерские репризы, «соленые» шутки-прибаутки…

Мне очень приятно, что этот бенефис, благодаря современной технике, смогут увидеть миллионы наших соотечественников, которые живут не только в столице, но и за ее пределами. Эта работа Натальи Грабченко и Мирослава Гринишина — первая ласточка.
Я убежден: в Украине сотни талантливых актеров и актрис. И о каждом из них нужно говорить во всеуслышание — чтобы люди знали, что театр в нашем Отечестве жив! Все мои талантливые коллеги должны сиять на культурном небосводе, не только я! Люди должны знать и помнить: наша земля богата талантами, они не переведутся никогда. Ведь потенциал украинской сцены — огромен. И очень важно сберечь и приумножить его. Нужно просто более внимательно присматриваться друг к другу, уважать коллег по актерскому ремеслу, поддерживать их в жизни и на сцене. И тогда все у нас получится! Главное, чтобы мы, актеры, понимали: наш труд — не зря. И слава Богу!

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий