«В двадцать четыре года я был самым молодым главным режиссером в СССР»
— Виталий Ефимович, пятьдесят лет — дата, которая и манит, и пугает одновременно. Вы как-то почувствовали, что уже стукнуло полвека?
— Никак не почувствовал, честно говоря. Не чувствую ни гордости, ни печали. В один день это трудно осознать: вчера тебе было сорок девять, а сегодня — уже пятьдесят… Я свое сорокалетие ощутил позже и думаю, что так же будет и с пятидесятилетием. Это произойдет со временем. Ощущения касаются, в основном, каких-то физических сторон жизни: здоровья, способности выдерживать определенные нагрузки… Недавно, кстати, я с двенадцатилетним сыном нашего водителя зашел в одно учреждение, и незнакомые люди спросили меня: это ваш внучок? Это было произнесено в мой адрес впервые, и я подумал: действительно, по возрасту этот мальчик мог бы быть моим внуком. Но изнутри я своих лет не чувствую. Мне кажется, что я такой же, как был в молодости.
— Но, очевидно, что-то поменялось не только во внешней, телесной, но и во внутренней жизни?
— В принципе, да. Пришла уверенность в каких-то вещах, покой. Но это, скорее, благодаря не пятидесятилетию, а тем событиям, которые за эти годы произошли. Очень много всего случилось, события прожитой жизни оставили свой след, дали определенный опыт, знания, оценку, мерило вещей.
— А были ли у Вас в молодости представления о том, каким Вы станете, когда исполнится полвека?
— Вы как-то по-особенному отпраздновали юбилей?
— Нет, никак особенно не праздновал. Пока Ксюша в больнице, я решил никаких празднеств не устраивать. Я просто забрал жену из больницы, пришли, как всегда, друзья, мы посидели за столом, попели песни… Но никаких торжеств на кораблях, со стрельбой, с салютами не было. Как для юбилея, я рано, часов в двенадцать лег спать, потому что на следующее утро у меня была назначена репетиция.
«Цекало у нас работал монтировщиком,
а Белоножко пел в хоре»
— Вы вспомнили «Сказку про Монику», которая сыграла важную роль в Вашем профессиональном становлении. Как режиссер Вы начались для публики именно с этого спектакля?
— Для публики — да, безусловно. Но я не думаю, что это реально была какая-то большая художественная победа. В 77-м я закончил институт, а в 78-м Ирина Александровна Молостова, у которой на курсе я ставил дипломный спектакль, пригласила меня в Русскую драму на постановку. Она же и пьесу эту предложила, и двоих актеров — Толика Хостикоева, с которым я во время этой работы познакомился, и Любу Кубьюк, которую я знал по курсу Молостовой. Я же, со своей стороны, предложил Сашу Игнатушу, с которым мы вместе учились… Так же, как мне непонятен успех «Моники», я не понимаю феномена «Дяди Вани» — поверьте, я не кокетничаю. Как говорил Горький, нарочно оригинальным не будешь, пробовал — не выходит. Я ни в случае со «Сказкой про Монику» не рассчитывал на некое потрясение, ни «Дядю Ваню» не ставил как некое открытие. Просто ставил честно. При этом считаю, что по каким-то концепциям у меня есть более сильные спектакли.
— Может, зритель просто устал от навязчивого концептуального театра и радуется на Вашем «Дяде Ване» тому, что кто-то еще способен внимательно, с любовью прочитать пьесу?
— Может быть. Нас сейчас с «Дядей Ваней» пригласили в Москву на фестиваль «Золотой Витязь», мы должны открывать его на сцене Таганки. Так что я даже не знаю, как на это реагировать, честно говоря.
— Но вернемся к «Монике». Феномен этого спектакля, наверное, во многом заключался в том, что он был поставлен на малой сцене, а в те годы у нас это было новшеством?
— Конечно. Но у меня как раз был опыт работы на малой сцене — свой преддипломный спектакль «Друзья, споем о Беранже» я делал в Риге, у Аркадия Каца. В Прибалтике тогда уже были распространены малые сцены, сцены в фойе, сцены в кафе. Конечно, «Моника» в значительной степени определила мою судьбу, спектакль пользовался огромным успехом, его потом перенесли на большую сцену.
— То есть, Вам судьба дала возможность почувствовать, что значит наутро проснуться знаменитым?
— Да, через несколько дней мы уже ходили в знаменитостях. Деталей я сейчас не припомню, но помню, что это было довольно приятное ощущение.
— А как возник Театр эстрады? Это был жанр, который Вас привлекал?
— Да. К Московской олимпиаде 80-го года срочно создавалось четыре театра: Театр поэзии, Театр на Левом берегу, Театр эстрады и еще какой-то, сейчас уже не вспомню. Поскольку «Моника» была музыкальным спектаклем, мне предложили сделать театр мюзикла, в котором, кроме драматических актеров, были бы оркестр, певцы, балет. Чего стоит один лишь стартовый состав Театра эстрады! Я привез из Запорожья Андриенко, Чигляева, Дяченко, у нас работал Илья Ноябрев, Дима Ганнопольский был звукорежиссером, Саша и Витя Цекало работали монтировщиками… Я всех сейчас даже не смогу назвать. Виталий Белоножко пел в хоре, Саша Шаповал был руководителем оркестра, из девятого класса в театр пришел Никита Джигурда. Как видите, была очень интересная история. Наши спектакли пользовались успехом, публике очень нравился «Сон в летнюю ночь», а «Мошенник поневоле», в котором работали каскадеры, и все в нем взрывалось и пыхтело, шел лет десять. Но потом дирекция театра решила, что незачем заниматься мюзиклами, что нужно сделать что-то похожее на Московский Театр эстрады, оставить в нем только сцену и оркестр. И в 1984 году я с несколькими артистами, вокалистами, танцорами ушел оттуда, до 1987 года мы были при Молодежном театре на правах вольной труппы. А с 1988 года у нас начали активно организовываться театры-студии: Экспериментальный театр-студия Пилипенко, «ЭТА» — театр-студия при Политехническом институте, «Шарж» Левита, возник и Театр на Подоле, костяк труппы которого составили актеры, собранные еще в 1979 году.
— Как сегодня обстоят дела с помещением для Вашего театра?
— Мы пока что практически без своего здания, вот буквально сегодня перешли в свое родное помещение на Андреевском спуске. То здание на Контрактовой площади, где мы работаем, ужасное. Мы в свое время, как кроты, «вырыли» себе там подвал — оно ж не приспособлено для театра! А на Андреевском у нас должно быть замечательное помещение, нам пообещали открыть его к 1 мая 2006 года. Но и до этого времени мы собираемся играть там спектакли в малом зале, первым из них должен стать булгаковский «Полоумный Журден», премьера которого намечена на осень. Ряд наших старых спектаклей, которые я люблю, нужно будет консервировать и потом готовить их к новой большой сцене. Также будем создавать новый репертуар, чтобы ко времени открытия новой сцены она с первого дня нормально функционировала. Ну, и будем работать над репертуаром для малой сцены.
— В связи с переходом в отреставрированное помещение будете обновлять труппу?
— Незначительно. Возможно, возьмем человек пять молодых актеров. Мне очень важно сейчас взять молодых. Будем также приглашать на разовые: Лаленков мне очень нравится, Игнатуша сейчас придет в театр… Хотел бы работать с Хостикоевым и Бенюком. Мы с Толей после «Моники» очень долгое время не встречались в работе, а в 92-м он пришел ко мне, сказал, что у него ужасное настроение, что он ничего не играет, и мы тогда придумали «Яго». И в 94-м повезли его в Эдинбург, где спектакль прошел с бешенным успехом. О нем вспоминают до сих пор, думаю, что в следующем году я снова туда поеду, есть у меня один хороший проект, но пока не спрашивайте, какой.
«Нас с Булгаковым связала жизнь»
— Идея булгаковского фестиваля, который прошел этим летом, как я понимаю, возникла не вчера?
— Можно ли надеяться, что «продолжение следует»?
— А как возникала идея поставить Джона Стейнбека, писателя, совершенно «не освоенного» нашей сценой?
— Лет восемь назад я посмотрел филь
— «Людей и мышей» Вы поставили в антрепризе, которую в последние годы принято ругать за халтуру. Эта критика есть предвестие конца антрепризного движения на одной шестой части суши, или антреприза все же будет у нас существовать?
— Зритель идет в театр отдыхать, а для Вас это тяжелая работа. Есть ли у людей театра сфера, в которой они отдыхают?
— Театр — это тяжелая работа, но, скорее, для актеров, нежели для меня. Или возьмем, к примеру, журналистов: вы должны о чем-то писать, а потом, поставив точку, размышлять о жизни. А я в рабочее время размышляю о жизни, и мне за это еще и деньги платят. Бывает, конечно, трудно физически, но, в принципе, наша работа, если ее делать честно, приносит огромную радость. Что касается отдыха, то я с женой, когда она выйдет из больницы, хотел бы просто поехать на море…