Обретя временное пристанище на Малой сцене дворца «Украина», Киевский академический драматический театр на Подоле возобновил свой старый спектакль «Полоумный Журден». Комедию с музыкой и танцами по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве», адаптированной Михаилом Булгаковым, посмотрела ЮЛИЯ БЕНТЯ.
Нет ничего удивительного в том, что «Мольериана в трех действиях» Михаила Булгакова, сочиненная в1932 году, при жизни автора не была ни издана, ни поставлена. Формально эта пьеса — значительно облегченный и сокращенный вариант хрестоматийного «Мещанина во дворянстве» с примесью других пьес французского драматурга («Дон Жуан», Брак поневоле» и «Скупой»). По сути же — совершенно новый по сравнению с оригиналом XVII века текст, красноречиво свидетельствующий о трагических советских 1930-х годах,
когда физически уничтожаемых дворянство и интеллигенцию сменили невежды и лицемерные приспособленцы.
Способность булгаковско-мольеровского шедевра играть разными смыслами, адаптироваться к новым общественным обстоятельствам и практически без потерь выворачиваться наизнанку блестяще почувствовал художественный руководитель Театра на Подоле Виталий Малахов. На первый и очень поверхностный взгляд, его «Полоумный Журден» — ни к чему не обязывающая забава, сконструированная по принципу телесериала. Действительно, пока подавляющее большинство театральных режиссеров ведут заведомо проигрышную борьбу с «телемылом», пытаясь уберечь своих артистов от его пагубного влияния, господин Малахов, кажется, не без глубокого умысла решил поиграть в поддавки. В отличие от многих его масштабных спектаклей, одноактный «Полоумный Журден» — это три небольшие серии, показанные в течение вечера одна за другой, причем окончание каждой из
них повторяется в начале следующей — чтобы расслабившийся в своем мягком кресле зритель невзначай не упустил сюжетную нить. Актеры, как и полагается на репетиции (прием «театр в театре» задан Булгаковым), играют вполсилы, как бы понарошку, самонадеянно пропуская целые куски текста, перекручивая реплики на новый лад и наслаждаясь импровизациями.
Однако за формальным приемом здесь стоят более важные вещи. Начатую Михаилом Булгаковым необратимую рокировку персонажей режиссер шаг за шагом вытягивает на острие современного абсурдного мироустройства. Его Журден в чудесном и очень искреннем исполнении Сергея Сипливого немного чудаковатый, но, в общем, крайне приятный и порядочный человек, вдруг осознавший в зрелом возрасте, что одним честным трудом многого в жизни не добьешься. Окружившие героя авантюристы — все эти многочисленные
«учителя», «бароны» и потенциальные «любовницы» — поняли это уже давно и без зазрения совести вытягивают средства из помешавшегося на дворянстве мещанина. Понятно, что их показной блеск Журдена привлекает значительно больше, чем мужиковатая супруга (эту женскую роль с большой выдумкой и азартом играет Федор Ольховский) и дочь Люсиль (Валентина Коврыга), в голове у которой — только мысли о влюбленном в нее Клеоне (Роман Халаимов). Так что Виталий Малахов сумел извлечь из «Полоумного
Журдена», как, впрочем, и из всякого текста, за который он берется, вполне серьезный смысл, рассказав вместе со своими артистами о том, какими страданиями и потерями чревата вера в фальшивую мечту. Надополагать, что для зрителей, которых телесериалы навязчиво кормятсказками о светском блеске и легких деньгах, эта поучительная история
может послужить неплохим предостережением.