В Киевском театре на Подоле состоялась премьера спектакля «Письмо богу». Литературным источником для него послужила одноименная новелла писателя Анатолия Крыма из сборника «Рассказы о еврейском счастье». Почему режиссер Игорь Славинский уже второй раз обращается к этой книге.
Режиссер Игорь Славинский получил все главные награды премии «Киевская пектораль»
Весной 2010 года режиссер Игорь Славинский получил все главные награды премии «Киевская пектораль» — за спектакли «Мертвые души» и «Люксембургский сад», поставленные в Театре на Подоле. И спустя буквально пару месяцев выпустил на этой же сцене негромкую постановку «Левушка» по новелле Анатолия Крыма, которую до сих пор считает своей лучшей и самой любимой работой. «Письмо богу» взято из того же сборника «Рассказы о еврейском счастье». Казалось бы, между «Левушкой», главный герой которого — маленький мальчик, разрывающийся между своими украинской и еврейской бабушками, черпающий выгоду из их взаимной ненависти и в конце концов примиряющий враждующие стороны, и «Письмом богу», где повествуется о полубезумном старике Лемаресе, потерявшем в годы немецкой оккупации всех близких, нет ничего общего. Однако впечатление это обманчиво. Ведь в авторском фокусе и в том, и в другом случае оказываются, по сути, похожие персонажи — изгои, отщепенцы, неудачники, обретающие в финале любовь, мудрость и стимулы для продолжения жизни.
Постановки » Левушка» и «Письмо к Богу» режиссера И.Славинского
Режиссера, как и писателя, не интересуют самовлюбленные, зацикленные на собственном благополучии, абсолютно здоровые и успешные люди, если, конечно, допустить, что таковые в принципе существуют. Если в «Левушке» Игорь Славинский просто вывел их за рамки спектакля (родители мальчика, занятые своими делами и поручившие ребенка попечению бабушек, так и не появляются на сцене), то в «Письме богу» основное внимание он сосредоточил именно на героях, имеющих в душе незаживающую рану.
О чем же постановка «Письмо к Богу»?
Лемарес Владимира Кузнецова — безобидный старый калека, мучающийся виной за гибель уничтоженных на его глазах жены и детей, страдающий от беспросветного одиночества и безропотно опускающийся на социальное дно. Однако случай — открытие в поселке бани и «межнациональный» скандал, связанный с тем, когда ее топить — по воскресеньям или по пятницам, неожиданно задевает что-то сокровенное в его душе. Герой вспоминает самые светлые минуты своей жизни — празднование Песаха, когда жена пекла ароматный яблочный штрудель и вся семья собиралась за общим столом.
Очарованный этим воспоминанием, Лемарес, вполне законопослушный член советского общества, решается написать письмо «товарищу богу», в котором просит у него 50 рублей, чтобы вновь почувствовать себя счастливым человеком. Письмо это, понятное дело, попадает в руки местных «спецслужб». Старшина Тихоненко (Федор Ольховский) передает его начальнику — капитану Побойне (Сергей Бойко), который, однако, не только не наказывает старика, но совершает удивительный поступок. Сам потерявший в войну родных, он берет на себя роль всесильного и щедрого «товарища бога», делая таким образом счастливым не только утратившего надежду Лемареса, но и себя самого.
То, что действие спектакля разворачивается в первые послевоенные голодные годы, для постановщиков крайне важно. Исторический контекст передан сценографом Марией Погребняк лаконично, ненавязчиво, но очень точно. Помимо деревянной конструкции в центре сцены (она в зависимости от ситуации выступает то баней, то милицейским участком, то домом соседки Лемареса Зины, роль которой исполняет Лариса Трояновская), в углу кабинета Побойни, там, где раньше в хатах висели иконы, прячется портрет Сталина, стыдливо прикрытый шторкой. Герой периодически с опаской отодвигает ее, словно боясь, что вождь следит за каждым его действием, но поступает все равно по совести, а не по предписаниям власти.
Игорь Славинский, в общем, и создал спектакль о том, что люди будут счастливее, если станут руководствоваться извечными нравственными законами, а не указаниями и приказами мирских властителей. «Письмо богу» — это, безусловно, не ода какой-либо религии, а рассказанная добрым и доходчивым языком притча о чем-то лучшем, что заложено в самом человеке. И, конечно, о том, что каждый из нас имеет шанс стать богом — не властвуя и повелевая, а сострадая ближним и безвозмездно исполняя их заветные мечты.