Художественный руководитель Театра на Подоле Виталий Малахов стал лучшим режиссером года по версии театральной премии «Киевская пектораль». Два его новых спектакля «На дне» и «Прошлым летом в Чулимске» получили шесть статуэток в номинациях «Лучший спектакль»,«Лучшие исполнители ролей», «Лучшая сценография и музыкальное оформление». В интервью «Известиям в Украине» Виталий Малахов рассказал о том, почему выбрал пьесы советских авторов, в чем секрет популярности его театра и как он раздавал автографы в статусе папы телеведущей Даши Малаховой.
- Ваши спектакли получили шесть «Киевских пекторалей». Для вас важны подобные награды?
- А вы как-то отмечаете это событие в театре?
- Вас практически в каждом году номинировали на высшую театральную премию, а ведь многие обижаются, что их обходят стороной, не замечают. Как вам удается быть всегда на плаву?
- А чем был продиктован столь смелый выбор — пьеса «На дне», ведь творчество Горького сейчас не в моде?
- Считаете, что эта пьеса сегодня актуальна?
- А «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова? Этот автор был очень популярен в советское время, но сейчас его практически не ставят в театре…
- Но у вас в театре нет таких известных актеров, как, например, в Театре Франко или в Театре на левом берегу.
- В чем же преимущество?
- Как вы относитесь к тому, что ваш театр из-за реконструкции Гостиного двора переселили в Дом архитектора?
- У вас с Хостикоевым даже был совместный творческий дебют — спектакль «Сказка про Монику», на который невозможно было купить билет. С тех пор ваши отношения изменились?
- Но оправдано ли, когда театр так «прогибается» под проблемы актера?
- Вы скоро второй раз станете дедушкой. Довольны тем, как складывается судьба вашей дочери Даши Малаховой, ведущей кулинарного шоу на телевидении?
- А вам не кажется, что это тревожный симптом: в нашем обществе кулинарные рецепты гораздо популярнее, чем театральные постановки?
Ваши спектакли получили шесть «Киевских пекторалей». Для вас важны подобные награды?
Конечно, важны. Но это далеко не первая моя «Пектораль».
А вы как-то отмечаете это событие в театре?
У меня сейчас активный репетиционный период — готовлю антрепризу «Он — моя сестра», где главные роли сыграют Владимир Горянский и Алексей Маклаков. А после премьеры отметим и «Пектораль» — капустник сделаем. Я считаю, моим артистам приятно, что их заметили. И квартиры им обещают, и звания обещают, и награды дают…
Вас практически в каждом году номинировали на высшую театральную премию, а ведь многие обижаются, что их обходят стороной, не замечают. Как вам удается быть всегда на плаву?
Что я могу сказать? Я не знаю в лицо даже половины экспертов, которые присуждают премию. Но могу сказать, чтовыбранные ими спектакли пользуются успехом у зрителя. Для меня большое счастье, что на пьесу Горького «На дне» ходят люди и на пьесе Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» всегда аншлаг. Ведь сейчас принято говорить, что публике нужны только комедии, а серьезные спектакли идут в пустых залах. Но мои спектакли серьезные, а их отмечают как профессиональные критики, так и зрители. А когда и «Киевскую пектораль» вручают, то это свидетельствует о том, что мы идем правильным путем. Но я считаю, что премий должно быть много, и отдельная награда должна вручаться за
экспериментальные работы. Должны быть и разнообразные частные премии. Ведь это очень плохо, что в обойме лучших режиссеров постоянно одни и те же имена — Юрий Одинокий, Андрей Белоус и Виталий Малахов. И все это время премия крутится вокруг них. Нужны новые имена. Конечно, у нас немало молодых режиссеров, но они все больше бросаются зарабатывать быстрые деньги — мыльные сериалы, реклама…
А чем был продиктован столь смелый выбор — пьеса «На дне», ведь творчество Горького сейчас не в моде?
В какой-то момент я понял, что нужно ставить хорошую драматургию. Зритель тянется и к хорошей литературе, и к хорошей музыке. Выросло поколение
молодых людей, которые хотят слышать со сцены хорошие, умные слова.
Считаете, что эта пьеса сегодня актуальна?
Во-первых, это хорошая драматургия и хорошая литература. Пьеса актуальна поднятой в ней проблемой: что лучше для человека — сидеть в теплом и привычном болоте или совершить поступок, чтобы выйти из всего этого на свет божий. Мы же все сегодня об этом думаем! В жизни каждого из нас есть шаги, которые делать опасно, но необходимо для его развития. Понимаешь, что плохо жить по старинке, но если вносить в свое бытие перемены, то можно накликать на себя немилость… Значит, нужно набраться смелости, чтобы сделать выбор. Вот эта способность совершить дерзкий поступок как раз и актуальна для нашего времени. А в пьесе «На дне» эта тема раскрыта наиболее полно.
А «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова? Этот автор был очень популярен в советское время, но сейчас его
практически не ставят в театре…
Я поставил эту пьесу Вампилова потому, что она размышляет о нашей способности сочувствовать и содействовать. Ведь сегодня все связи между людьми развалились. Никто
не хочет заниматься проблемами других, не способен прийти на помощь. В этом спектакле только одна героиня Валентина думает обо всех, она словно
всеобщая мать. А все остальные герои погружены только в свои проблемы. Даже мать выгоняет сына, потому что он насилует девочку, и ей не важна правда обо всем том, что в действительности произошло. Чем не сегодняшняя ситуация? Для меня как режиссера в выборе этой драматургии важно совпадение темы и актеров, способных это играть. Строго говоря, если в театре нет Гамлета, то «Гамлета» ставить нельзя. В данном случае все срослось: есть Вася Пепел в исполнении Василия Кухарского, есть прекрасный Барон, роль которого играет Игорь Волков.
Но у вас в театре нет таких известных актеров, как, например, в Театре Франко или в Театре на левом берегу.
А у Петра Фоменко есть? Это, к сожалению или к счастью, и недостаток, и преимущество нашего ансамбля.
В чем же преимущество?
В том, что у нас хороший театр: не актерский и не режиссерский. У нас слаженный ансамбль прекрасных исполнителей. Это как в хорошем симфоническом оркестре, где каждый музыкант порознь не звучит так, как все они вместе. Театру присуще такое понятие, как взаимодействие на сцене. И этим мы сильны.
Как вы относитесь к тому, что ваш театр из-за реконструкции Гостиного двора переселили в Дом архитектора?
Мы не будем там работать. Нам любезно предложили малый зал во Дворце «Украина», так что мы будем давать представления там. А зал Гостиного двора мы арендовали, но его сейчас полностью закрывают на капитальный ремонт. Для нас это плюс. Откровенно говоря, я даже не хочу за старое помещение бороться, хотя той сцене было отдано 20 лет жизни. На прощание мы хотим сделать торжественное закрытие и надеемся на переезд в новое здание на Андреевском спуске. Нам обещают новоселье уже этой осенью. А пока нас приютит «Украина», где прекрасный зал. Так что все к лучшему.
Вы много работаете в Театре имени Франко и в Русской драме и антрепризу ставите. Вас так активно приглашают в другие театры, потому что не хватает хороших режиссеров или это ваша инициатива — хочется проявить себя на других сценах и с другими актерами?
Конечно, хочется. Я очень люблю работать с Анатолием Хостикоевым и с Богданом Бенюком. Вместе мы поставили немало спектаклей — «Отелло», «Грек Зорба»,
«Про мышей и людей», «Яго». Обожаю с ними сотрудничать! Но сейчас я занят с Владимиром Горянским в комедии «Он — моя сестра». Приглашают меня поработать в постановки с московскими и питерскими актерами. Мне все это интересно.
У вас с Хостикоевым даже был совместный творческий дебют — спектакль «Сказка про Монику», на который невозможно было купить билет. С тех пор ваши отношения изменились?
Нет, мы были и остаемся очень близкими друзьями. Я вообще считаю, что Хостикоеву и Сумской нужно дать какую-то премию за мужество в искусстве. У меня вызывает восхищение то, как он вернулся на сцену после сложнейшей болезни. Я рад, что помог ему в этом, переделав постановку «Грека Зорбы».
Но оправдано ли, когда театр так «прогибается» под проблемы актера?
А разве может быть по-другому? Если главное в театре — игра амбиций, то не оправдано. А если мы хотим, что бы хороший актер продолжал играть хорошие спектакли, то оправдано. Я считаю, что одна из самых больших проблем Украины — это война амбиций: где два украинца, там три гетмана.От этого все плохое.
Вы скоро второй раз станете дедушкой. Довольны тем, как складывается судьба вашей дочери Даши Малаховой, ведущей кулинарного шоу на телевидении?
В Днепропетровске ко мне подошли два человека взять автограф. Я удивился: «Разве вы меня знаете?» Они отвечают: «Да, конечно». Я подумал: «Надо же! В Днепропетровске знают мои театральные опусы». А они говорят: «Ну, вы же папа Даши Малаховой». Так что я иногда даю автографы уже как папа.
А вам не кажется, что это тревожный симптом: в нашем обществе кулинарные рецепты гораздо популярнее, чем театральные постановки?
Нет, не думаю. Это проблемы популярности СМИ. Если бы кто-то решился делать качественные спектакли для телевидения, я уверен, что их бы смотрели. В свое время ведь пользовались огромной популярностью «Обыкновенное чудо» и «Барон Мюнхгаузен» Марка Захарова. Это были хорошие, качественно снятые театральные спектакли, и зритель благодаря им узнал Александра Абдулова и других театральных артистов.