Киев каким он мог быть: Ленин на месте Михайловского собора

Полезные статьи
Booking.com

Так могла выглядеть Правительственная площадь (Михайловская) со стороны Днепра.                                                              (Проект    Ивана Фомина, 1935 год)

Представьте себе, что на месте Михайловского собора стоит огромный Ленин с вытянутой рукой, а вместо фуникулера к Речному вокзалу спускаются монументальные ступеньки.

Такие образы — не просто плод буйной фантазии. Так, по замыслу советских архитекторов 30-х годов, должна была выглядеть Правительственная площадь –сейчас Софийская и Михайловская – в центре Киева. 

1934 год -столицей Украинской ССР становится Киев

«Жизнь Киева круто изменилась в 1934 году, когда город стал столицей Украинской ССР, и ему надо было придать столичный лоск и размах», — говорит Борис Ерофалов- Пилипчак, архитектор и автор книги «Архитектура Советского Киева».
Именно в это время в Киеве начинается обширное строительство – появился Центральный стадион, ЦУМ, троллейбус, начинается строительство метро и промышленного и жилого района в Дарнице.
Естественно, встал и вопрос об обустройстве центра города. Интересно, что нынешний Майдан и Крещатик не был очевидным выбором будущего центра столицы — центральную площадь хотели строить на Лысой горе, на Печерске (на месте нынешней площади Славы), на Липках, нынешней Европейской площади, или же на месте Михайловского монастыря.
Часть этих вариантов отбросили из-за «удаленности от центра», часть из-за близости к заводу «Арсенал», другие из—за плохих грунтов и недостатка места. В результате выбрали идею объединения Софиевской и  Михайловской площадей.

Как выглядели Софиевская и Михайловская площади в 30-е годы?

В 30-е годы эта территория выглядела несколько иначе, чем сейчас. На Софиевской площади (на месте дома номер 19) стоял 6-этажный дом известного архитектора Павла Алешина в стиле украинского барокко, естественно, не было и современной гостиницы Хаят. Михайловский монастырь был окружен большой монастырской стеной, а на месте нынешнего Министерства Иностранных Дел стояли жилые дома.

По маршруту нынешнего фуникулера ходил трамвай – это было тупиковое ответвление от трамвайной линии, которая шла по Подолу, говорит историк-киевовед Михаил Кальницкий.

Облик территории сильно изменился в 1935 году, когда был взорван Михайловский монастырь, оставив свободную площадку. Было решено, что на этом месте, которое назвали Правительственной площадью, должны размещаться центральные учреждения власти и проходить парады.
Михайловский монастырь
Так должна была выглядеть Правительственная площадь (Михайловская) со стороны Днепра, со ступеньками к Речному вокзалу. (Проект Якова Штейнберга, 1935 год)

Как планировали обустроить центр Киева в 30-е годы?

В конкурсе на лучший проект обустройства площади принимали участие десятки архитекторов и архитекторских групп. Большинство из них, в том числе Яков Штейнберг, проект которого считался лучшим, предлагали поставить огромную статую Ленина с вытянутой рукой на месте Михайловского собора, а вниз, к Речному вокзалу, должны были быть проложены монументальные ступеньки, по типу Потемкинской лестницы в Одессе.
Сама площадь – от Владимирской горки до Софиевской планировалась в форме четкого прямоугольника, с огромными правительственными зданиями по периметру. Примерно около памятника Богдану Хмельницкому хотели поставить четыре колонны с огромными статуями рабочих, крестьян и революционеров с флагами.
Так могла выглядеть Правительственная площадь со стороны улицы Владимирской. (Проект Валериана Рыкова, 1935 год)
Проблема возникала с памятником Богдану Хмельницкому и Софией – некоторые архитекторы даже предлагали их убрать или перенести в другое место.
Правда, грандиозным планам не суждено было сбыться. «Фактически все планы закончились построением здания, которое сейчас занимает МИД. Потом все застопорилось. Просто было не до того — пересажали или расстреляли почти все руководство республики. К тому же, на такой затратный проект просто не хватало денег», — говорит  Кальницкий.  Еще один вариант вида Правительственной площади со стороны Днепра. (Проект Дмитрия   Чечулина, 1935 год)

Оцените статью
Добавить комментарий