Музей Шолом-Алейхема

Музей Шолом-Алейхема Музеи
Booking.com

2-го марта 2009-го года в Киеве на улице Большой Васильковской, 5 (Арена-Сити) открыт Музей Шолом-Алейхема (филиал Музея истории города Киева). Музей создан к 150-летию выдающегося писателя, имя которого вошло в сокровищницу мировой литературы.

Цель работы музея — рассказать о жизни и творчестве Шолом-Алейхама, о многонациональной и многоконфессиональной Украине, где он родился и сформировался как личность и как писатель, об особой роли Киева в его творческом наследии.

В Музее проводятся обзорные и тематические экскурсии

В Музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, начал работу лекторий, в зале для сменных выставок экспонируются произведения современных мастеров и художников-классиков. Музей удобно расположен в центре города: рядом станции метро «пл.Л. Толстого», «Дворец спорта», «Крещатик», «Театральная».

Информация о работе музея

Тел. Музея 223 96 14, 223 91 42

Музей работает с10.оо до 17.оо каждый день кроме понедельника

Курс лекций по еврейской истории и культуре (дополнение к экскурсионной программе Музея Шолом-Алейхема)

Истоки таланта и вдохновения выдающегося писателя Шолом-Алейхема находяться в еврейском традиционном образе жизни, еврейской религии — иудаизме, в истории древнего еврейского народа. Без, пусть даже поверхностного, прикосновения к еврейской Традиции, истории, культуре войти в мир литературных призведений Шолом-Алейхема невозможно.

Цикл популярных лекций и практических занятий должен способствовать активизации интереса к основной экспозиции Музея Шолом-Алейхема, к творчеству выдающегося писателя, к еврейской Традиции, истории, культуре, к еврейскому изобразительному искусству.

Разработанный курс базируется на программе для еврейских школ СНГ и стран Балтии, составленной Центром Чейза по развитию иудаики на русском языке и Еврейским университетом в Иерусалиме, а также на ряде других учебных программ.

Особенность предлагаемой программы в том, что она рассчитана на разные уровни подготовленности слушателей.

Разработанный курс занятий по еврейской культуре, по еврейскому изобразительному искусству может быть предложен самому широкому кругу слушателей, однако, должен быть адаптирован к каждой возрастной группе и к каждой отдельной группе слушателей в зависимости от степени подготовленности.

Цель и задачи курса

  1. Проникновение в еврейскую культуру, занятия еврейским изобразительным искусством — важный компонент экскурсионной, просветительской деятельности Музея Шолом-Алейхема.
  2. Изучение еврейских традиционных ремесел, еврейского народного и профессионального изобразительного искусства наряду с изучением еврейской Традиции – еще одна возможность воспитания уважения к богатой духовной и матертальной культуре еврейского народа.
  3. Возможность художественного творчества, заложенная в предлагаемые занятия, должна способствовать возникновению интереса к подобным интерактивным лекционным программам.
  4. Изучение богатого еврейского духовного и материального наследия – еще одна возможность привлечения все новых и новых представителей разных возрастных групп посетителей в Музей.
  5. Организация общих и персональних (реальних и виртуальных) выставок призведений художественного творчества посетителей Музея разных возрастных групп.

Структура и объем программ

Занятие рассчитано на 1 — 1,5 академических часа.

Учитывая особенности курса, некоторые темы будут даваться только в форме обзорных лекций.

Изобразительное искусство в еврейской Традиции

  1. История еврейскоrо изобразительноrо искусства от танахических времен и до наших дней. Вводная лекция. Лекция сопровождается показом репродукций произведений живописи, графики, скульптуры.
  2. События, связанные с мастерством, приведенные в книгах Библии. Эта тема, как правило, вызывает затруднения из-за фрагментарности изучения еврейских классических текстов. Без проникновения в еврейскую Традицию даже поверхностное знакомство с еврейским искусством невозможно. В некоторых случаях может появиться необходимость проведения дополнительных занятий для изучения текстов Библии, посвященных мастерству. Эти сложные темы необходимо сделать интересными и понятными для слушателей.
  3. Еврейское изобразительное искусство в свете еврейского закона (Галахи) (Рамбам, Шульхан Арух) .
  4. Искусство книжной иллюстрации в еврейской традиции. Araдoт (13 — 18 в.в.). Иллюстрирование Сидуров, Махзоров (молитвенников), Талмуда). На практическом занятии можно предложить ученикам создать иллюстрации к текстам Пасхальной Агады, либо титульный лист Сидура
  5. Еврейское прикладное искусство. Обзорная лекция. (Обрядовые предметы из серебра и бронзы, рельефы мацевот (надгробий), еврейская прорезная картинка (рейзеле): мизрахим, пинкасим, еврейская лубочная картинка.
  6. Основные мотивы еврейскоrо прикладноrо искусства. Тема Храма и земли Израиля в еврейском прикладном искусстве.Символика еврейских изображений.
  7. Еврейские обрядовые предметы (серебро, бронза)
  8. Практическое занятие (зарисовки наиболее часто встречающихся мотивов и сюжетов на еврейских обрядовых предметах).
  9. Еврейские надrробия (мацевот).
  10. Практические занятия. Воспроизведение основных мотивов на изобразительной части мацевот. (Техника – рельефы из пластилина). Архитектура.
  11. Синаrоrи Украины (16-19 в.в.) Еврейская жилая застройка. Деревянные синаrоги Украины. Росписи Деревянных синаrоr.
  12. Практическое занятие. Работа над тематическими композициями (например, по мотивам росписей Ходоровской синагоги).
  13. Еврейская прорезная картинка (Рейзеле, Шавуосл, Мизрахим).
  14. Практическое занятие. Вырезки из бумаги.
  15. Экспедиции Семена Aн-скoro в Украине. «Альбом еврейской старины».
  16. Некоторые черты еврейскоrо костюма. Традиционная одежда еврейских общин. Станковое изобразительное искусство
  17. Школа Иеrуды Пэна.
  18. Творчество Марка Шаrала.
  19. Еврейские художники в Украине..
  20. Еврейские художники в Киеве.
  21. Еврейское наследие в музеях Украины.
  22. Деятельность Культур-Лиrи.
  23. Практическое занятие. Трансформации из бумаги. Маски и костюмы для праздника Пурим.
  24. Древние синагоги Израиля. Напольные мозаичные изображения. Росписи синагоги Дура-Европос (реконструкция синагоги экспонируется в Музее диаспоры, Тель-Авив).

Курс лекций разработан Ириной Климовой (зав. отделом «Музей Шолом-Алейхема», филиал Музея истории г.Киева).

 

Битва с культурой продолжается

И теперь в пустом музее, Ходят, смотрят ротозеи

На пищали и фузеи, Да на брошки из дерьма.

А. Новиков

Это в лучшем случае. В украинских музеях уже и пищали – редкость. Вывезли пищали, по аукционам растащили и распродали. В музеях теперь – тишь да гладь, на стенах изумительные репродукции или «шедевры» из коллекции Петра Ющенко. Каков Петр (поп), таков и приход, как говорится. На картины те, по стенам Украинского дома развешанные, без смеха смотреть сложно. То ли дело у его ближайшего родственника коллекция. Загляденье, а не коллекция. Да вот только любоваться шедеврами, скорее всего, будут жители какой-нибудь Канады. Вывез Виктор Андреевич шедевры. Утащил главный фанат Украины смачный кусок наследия за океан. Тю-тю наследие, уплыло…

Да что это я все о грустном? В стране нашей, в самом ее сердце, есть не только художественные музеи. Имеются в Киеве и другие места, к которым, по идее, не должна зарастать народная тропа. Но фишка в том, что народ, случается, о самом существовании музеев тех не знает. К примеру, знаете ли вы о музее Шолом-Алейхема, расположенном в центре Киева? Нет? Не корите себя. Я тоже не знал. Брел вдоль «Арены», да и уткнулся носом в табличку, установленную несколько сбоку. Так, знаете ли, странно прикрепленную к боковой стеночке входа. Как будто поскромничали те, кто табличку размещал, как будто смущать прохожих не хотели. Причина такой «скромности» — абсурдна, как абсурдно многое в современном Киеве. Но об этом чуть позже.

Стучусь в двери. И вы, прохожий, стучитесь. Двери для того и созданы, чтобы в них входить. Но лучше в музей Шолом-Алейхема днем входить, ибо вечером там делать нечего. В музее света нет. Отключили. Но это я с конца истории начал. Нужно откатиться немного назад, не в глубь веков, но в те времена, когда не было в Киеве ни Черновецкого с его бригадой безумных и бездумных молодчиков, ни любителей культуры, способных уничтожить то, что строилось веками…

На этом месте, на месте, где сегодня располагается увеселительно-торгово-гламурное заведение, когда-то стоял дом. Был тот дом стар и величественен. Стоял он, гордо выпрямившись над дорогой, без опаски взирая сверху вниз на городскую власть. Потому что был дом уверен – никто его не тронет и пальцем. Построил его в 1881 году выдающийся архитектор Владимир Николаев. Памятник архитектуры еще в 70-м году прошлого столетия решением Киевского горисполкома был взят на госучет, кроме того, это был самый известный киевский адрес проживания Шолом-Алейхема. Именно в доме по улице Большой Васильковской, 5 известный всему миру писатель создал ряд своих бессмертных произведений. На стене дома красовалась мемориальная доска, и ни одной собаке в голову не пришло бы трогать строение при Союзе. Но наступили иные времена.

В 2001 году, невзирая на очевидную преступность такого скотского поступка, дом снесли. Напрасно хмурил он брови-карнизы, напрасно пучил глаза-окна, зря щеки-балконы надувал. Не испугались. Снесли, как и не было. А что делать? Нужно ведь бизнес-комплексы возводить. Где их и возводить, как не на месте памятников архитекруты.

Воздвигли «Арену-Сити», а в 2009 году «вспомнили» вдруг о Шолом-Алейхеме. Вернее, вспомнили в тему – 150 лет со дня рождения писателя в мире отмечали, и украинская власть захотела – не смогла бы в стороне отсидеться. К слову, второй дом, в котором также проживал известный писатель (по Большой Васильковской, 35), раскурочили в аккурат к его юбилею. Подарок киевских властей, так сказать. Киевские власти книг не читают, и о культуре представление имеют весьма смутное. Им бы гостиницу к Евро-2012 построить, а тут как раз место «гуляет», только дом-старичок мешает. Снести к хренам, чтобы не мешал! Снесли. А неугомонным поклонникам творчества писателя выделили две сотни метров в глупом, аляповато-безвкусном, стандартном здании «Арена-Сити».

На открытие музея устроили сходку – пришли представители политического бомонда, принесли цветы, тиснули парочку проникновенных речей.

Хорошо бы было что-то с вывеской решить. Но не решили. Прикрутили сбоку, ибо народный архитектор Украины Вадим Жежерин, который, собственно, и возвел гениальное творение — здание «Арены», воспротивился такому «кощунству». Не дам, сказал, уникальный ансамбль портить. То, что дом Николаева снесли – это зодчего не взволновало. А табличка, как ножом, по архитекторскому сердцу резанула. Даже у магазина последнего, у самой маленькой забегаловки есть наименования, которые видны прохожему. А вход в музей великого писателя, который, по-хорошему, нужно было бы огромной вывеской украсить, видимой прохожему таблички не имеет. Ну да ладно. Не в табличке дело. Все гораздо запущеннее.

Открыли культурное учреждение, речи толкнули, да и разошлись. А музей заработал. Причем, заработал весьма неплохо. Было проведено несколько очень успешных выставок. Успешные выставки в нашей стране вообще — достижение. Ведь музеи в современной Украине стоят полумертвые. Десять лет назад в Украинском доме проводили фестиваль еврейской книги, и после окончания (через неделю) звонили люди, и спрашивали – почему так быстро прошло мероприятие. Ровно через год такую же выставку провели в Музее литературы. Людей не было вообще. Создается впечатление, что при одном слове «музей» наших сограждан сносит ветер скуки.

В помещении по улице Большой Васильковской, 5, выставки прошли с успехом. Учтите, это притом, что рекламной поддержки просто не было (средства у Министерства культуры на рекламу отсутствуют), с учетом того, что вывески даже у музея нет. Получилось. На кураже руководство решило провести курс лекций, с мастер-классами, с интереснейшей программой. И тут…

И тут произошло то, что должно было рано или поздно произойти. Прямо напротив музея находится книжный магазин «Сяйво», атакуемый городской властью уже пять лет. Естественно, на великолепное в смысле открытия ресторанчика или барчика помещение через дорогу от «Сяйво» чиновники, привыкшие забирать, не могли не обратить свой загребущий взгляд.

Открытие в присутствии сливок политического бомонда произошло 2-го марта 2009, а уже через полгода в музее отключили свет. Якобы – за неуплату. Счет – 13 000 гривен. Интересно – каким образом «Житлосервис» смог вычислить сумму задолженности, с учетом того, что в музее… нет счетчиков. Да, так уж построили гениальное здание, что счетчики здесь общие. Помыкавшись, деньги нашли.

Вероятно, заказчики выдавливания музея весело рассмеялись, получив эти деньги. Ибо уже очень скоро прислали еще одну платежку – в 16 000 гривен. При этом свет не включили. По новой платежке предлагалось несчастным музейщикам уплатить за лифты и за чердак. Поясню – ни одного, ни другого в помещении нет в помине. Можно было еще за пользование туалетом «Пинчук Арт Центра» предложить заплатить, за обеды в ресторане «Трюфель», за проведение дискотек. Да мало ли за что. Тут смысл не в том, чтобы выставить счет. Тут смысл в том, чтобы счет не смогли оплатить.

Тогда можно преспокойно музей выселить. А на его месте открыть прибыльное и веселое заведение. Бар или ресторан. Или бутик. Продавать там трусы для поп депутатских жен или бюстгальтеры. Тоже неплохо. Все больше денег, чем от какого-то Шолом-Алейхема, которого никто не то, что не читал, которого никто из городских властей и знать не знает. Ни ухом, ни рылом, как говориться. Черновецкого – читал, Баса – читал, Шолом-Алейхема… не читал!

Музей принадлежит Управлению культуры, следовательно – городу. Является он филиалом Музея истории города Киева, выселенного из здания Кловского дворца в 2003 году. К слову, в дворец, освободившийся от надоедливого музея, въехал тогда Верховный суд. Весьма интересный обмен, не правда ли? Верховный суд, последняя инстанция, к которой может воззвать униженный и оскорбленный гражданин Украины, выселил один из старейших музеев столицы.

Но это тоже – к слову. До купы, так сказать. На сегодняшний день музей Шолом-Алейхема стоит без света. Выставки проводятся при свечах и при фонарях. Как в 19 веке. В начале 19-го, ибо в конце электричество было проведено в Киеве практически повсеместно.

Мы постепенно скатываемся в каменный век, в помойную яму быдлячества, из которой украинская нация, так гордящаяся своей культурой, вряд ли выползет. Нас сталкивают туда, пинками вгоняют. Мне стыдно за Киев, мне стыдно за когда-то культурную столицу когда-то культурной страны, мне стыдно за киевлян, и за себя в том числе. Потому что я – один из тех, кто не решается на радикальные, резкие действия по отношению к подлой, мерзкой и бескультурной власти. Я – один из тех, кто все ждет чего-то, ждет, когда власть выздоровеет сама собою. «Нужно резать» – сказал бы мой друг-хирург. Нужно резать, потому что гангрена прогрессирует, и мы рискуем потерять остатки того малого, что имеем еще…

П.С. Вечером 8 февраля мне позвонили. Несколько десятков человек характерной внешности захватили «Сяйво», вышвырнув сотрудников. Молодчики заварили металлом окна, и лишь вмешательство нардепов заставило их оставить помещение многострадального книжного магазина. Война с культурой продолжается…

Оцените статью
Добавить комментарий