Киевский музей А. С. Пушкина

музей Пушкина Музеи
Booking.com
Киевский музей А. С. ПушкинаКиевский музей А. С. ПушкинаКиевский музей А. С. Пушкина

Адрес: г. Киев, ул. Кудрявская, 9.

Телефон: +38 (044) 212-10-67.

Выходные дни: понедельник. Каждый вторник — день открытых дверей для пенсионеров. Каждый последний четверг месяца — санитарный день.

Музей Пушкина находится в доме, в котором некогда жил другой великий писатель – М. Булгаков. Основан он в 1999 году, когда отмечалось двухсотлетие поэта. Экспозиция основана на коллекции киевлянина-пушкиниста Якова Бердичевского. Уезжая в Германию, он подарил ее городу с условием, что будет создан музей.

Среди экспонатов музея – прижизненное издание «Евгения Онегина», книги с авторскими знаками друзей и современников поэта – не только литераторов, но и известных политических и государственных деятелей.

Также в музее экспонируется статуэтка поэта в полный рост, созданная скульптором Александром Теребеневым в 1837 году. Уникальна ее технология: она состоит из смеси измельченных минералов, называемой «бисквит». Еще одним ценнейшим экспонатом является издание пушкинского журнала «Современника» с цензорским разрешением Крылова. Пушкинистами считается, что Александр Сергеевич лично держал его в руках – по практике того времени, экземпляр с цензорской пометкой отправлялся персонально автору и издателю.

Пушкин и Киев. К 210-й годовщине со дня рождения поэта.  Михаил Кальницкий — историк, исследователь киевской старины.

Директор Киевского музея А. С. Пушкина

Киевский музей А. С. Пушкина
Наталья Тишаева


Наталья ТИШАЕВА:

«Все дивным образом переплелось
в этом булгаковско-пушкинском доме»

В ту пору, когда начинал рушиться наш Союз, на улице Кудрявской в Киеве, как бы в «ознаменование» уходящего времени, одна за другой разбирались старые жилые постройки. Разрушенные и полурастасканные, они с укором глядели своими разбитыми окнами на хозяев новой жизни. Но вот один из старожилов улицы, не выдержав такого укора, нацарапал осколком битого кирпича у порога изувеченного дома под номером 9: «Люди! В этом доме жил Михаил Булгаков!».

Оказалось, будущий великий литератор действительно жил здесь в свои детско-подростковые годы, и это спасло «литературный» дом. А вскоре в нем поселился Киевский музей А.С.Пушкина.

— Как-то к 1 апреля мы хотели устроить шутливо-ироничную выставку «Пушкин в неожиданных местах», – рассказывает нынешний директор музея Наталья ТИШАЕВА. – Например, изображение поэта можно увидеть на этикетках спичечных коробков, на конфетных обертках… Но потом подумали: Пушкин – в булгаковском доме и музей Пушкина – в Киеве… Это ведь тоже в какой-то мере – Пушкин в неожиданном месте. Недавно, ко дню рождения поэта, приезжали к нам эстонские пушкинисты, восхищались: «Мы даже не догадывались, насколько у вас здесь может быть интересно!».

 

Наталья Юрьевна, но почему вдруг Пушкин в Киеве – нечто необычное?

Не то, чтобы необычное, но «напрямую» Пушкина с Киевом действительно связывает очень немногое. Исследователи уже давно доказали, что в доме на углу улиц Грушевского и Садовой Александр Сергеевич не останавливался, хотя памятная табличка на этот счет висит там до сих пор. Остались лишь скудные сведения о том, что поэт посещал дома в районе нынешнего Дома офицеров и метро «Арсенальная», но они не сохранились. Здание же на Кудрявской досталось музею исключительно ассоциативно – лишь только потому, что оно «литературное». И слава Богу! Киевляне должны быть несказанно рады этому. С помощью художников Семена Равского и Валерия Губенко из Музея истории Киева здесь восстановлен интерьер в стиле ампир, все сделано, как видите, стильно, в духе пушкинской эпохи.

Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина на улице Кудрявской, 9

Выбор именно этих художников – не случаен?

Все гораздо проще: наш музей начинался с того, что непродолжительное время существовал в статусе отдела «Пушкин и декабристы» при Киевском музее Западного и Восточного искусства, а когда мы получили это здание на Кудрявской, то стали филиалом Музея истории Киева. А художники Равский и Губенко – прекрасные специалисты по созданию музейных экспозиций и выставок, поэтому и залы нашего музея выглядят так изысканно и уютно.

А как создавалась, с чего начиналась сама коллекция киевской пушкинианы?

Коллекцию долгие годы собирал киевский искусствовед Яков Исаакович Бердичевский. Очень известный человек в кругах антикваров и ценителей искусства, особенно – среди библиофилов. Он-то и собрал прекраснейшую коллекцию пушкинской эпохи: гравюры, книги ХIХ века… Во многих случаях эти книги с экслибрисами их бывших владельцев. Например, в нашей коллекции – личная книга Наполеона «Оперативная медицина», это подарок императору от его врача. Или вот книга товарища Пушкина по лицею – князя Горчакова с его суперэкслибрисом…

Все это богатство Бердичевский подарил Киеву, но с условием: в городе должен быть создан музей Пушкина. Сейчас Яков Исаакович живет в Германии, а музей Пушкина, как видите, здесь, на одной из старинных улочек Киева. Мы поддерживаем связь с Бердичевским, он волнуется о своих экспонатах, часто звонит. Приезжал несколько раз, но нынче годы уже не те для поездок – ему за 80.

Кто теперь к вам приезжает, чем пополняется экспозиция?

Киевский музей А. С. Пушкина
Книга «Оперативная медицина»,
принадлежавшая императору Наполеону
Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
В экспозициях музея

Естественно, то, что досталось от Бердичевского, постоянно пополнялось и пополняется. В 90-е годы мы еще могли сами закупать часть экспонатов в антикварных лавках. Выделялись какие-то деньги. Нынче же музей пополняется только благодаря частным подаркам. У нас даже есть специальный день – День дарителя музея. Ежегодно, в феврале, приглашаем на чай всех тех, кто что-то подарил музею в течение прошедшего года. Это очень теплые, душевные вечера в кругу людей, неравнодушных к творчеству великого поэта, его наследию и времени. Ведь Пушкин – гениален и неоднозначен. Когда я пришла сюда работать, то сделала для себя вывод: все то, что мы учили о Пушкине в школе или институте, – клише, которое нужно не то, чтобы забыть, но как-то отодвинуть куда-то в уголок. Пушкин ведь намного богаче и интереснее. Поэтому пушкиниана постоянно живет и развивается.

Хватит ли нам, сегодняшним, сил и мудрости, чтобы отодвинуть, по-вашему, клише Пушкина подальше в уголок?

Чтобы ответить каждому для себя на этот вопрос, чтобы заново открыть для себя Пушкина, надобно окунуться в его эпоху. В чем и пытается помочь своим гостям музей. Он хоть и маленький – всего пять залов, но мы постарались показать в них все основные этапы жизненного пути поэта, вместе с ним вернуться в его время и сквозь призму веков как бы взглянуть на себя сегодняшних. Делаем это с помощью гравюр, картин, книг, различных вещей того времени, и не только. При этом не даем собственной оценки былым событиям и поступкам современников Пушкина, просто фиксируем их, на суд посетителей выносим разные точки зрения. Почему, например, Пушкин все-таки пошел на дуэль? Или как отразился его конфликт с одесским наместником Воронцовым в романе «Евгений Онегин»? Ответы на эти и многие другие вопросы или новые акценты находим в новейших сведениях, новых исследованиях документов той эпохи.

Вы обратили, например, внимание на то, что первый зал музея увешан портретами российских царей? Не случайно: во время царствования Павла Пушкин родился, потом была эпоха Александра… Представлена также и Екатерина II. Все они – тоже пушкинская эпоха. Ведь удивительные процессы в политической и культурной жизни, происходившие в ту пору, имеют колоссальное значение и влияние до наших дней. Почему, скажем, многие представители среднего и высшего сословия активно употребляли и в быту, и в деловой речи французский язык? Оказывается, объяснить это нелегко современным детям, которые зачастую многого не понимают даже из пушкинской речи. Объяснять такие вещи намного проще в залах нашего музея. Приходят школьники – проводим для них тематическую экскурсию. В принципе, это нормальная практика западных стран: уроки по определённым темам проводятся там, где и положено, – в музее. У нас в экспозиции – книги, принадлежавшие той же Екатерине II. Да – своенравной, да – одиозной личности. Но – просвещенной и прогрессивной. Она вела обширную переписку с великим Вольтером, после смерти этого французского просветителя выкупила его библиотеку. У нас выставлены книги из той самой библиотеки Вольтера… Уникальные экспонаты…

А вот еще одно уникальное издание 1660 года – книга французского путешественника Боплана «Путешествие по Украине». По заданию своего короля автор исследовал славянские земли, в качестве отчета об этом и была написана такая книга. Украина названа в ней как отдельное европейское государство! Но вот вам еще один отголосок пушкинской эпохи: сейчас, в наши дни, переизданы карты Боплана, которые он рисовал в XVII веке. Нам обещали подарить из той серии карту Украины.

А что уникальное хранит музей из собственно Пушкинского достояния?

Один из наших бесценных экспонатов – прижизненное издание романа «Евгений Онегин». В пушкинскую пору он издавался в течение семи лет семью отдельными тетрадями. Весь такой комплект в полном собрании нынче можно увидеть только у нас. Еще – пушкинский журнал «Современник» с цензорским разрешением Крылова. Исследователи считают, что Александр Сергеевич лично держал его в руках, ведь, по практике того времени, экземпляр с цензорской пометкой отправлялся персонально автору и издателю. К тому же, каждый посетитель музея может побывать в кабинете образованного человека того времени – мы постарались воссоздать его в исторически достоверном виде.

Или вот еще экспонаты, которые умиляют и трогательно «откликаются» из пушкинских времен. Вы, например, можете представить себе, как Александр Сергеевич отправлялся на перекладных в южную ссылку? Что было в его поклаже? Как он коротал время и как ему, наконец, удавалось всякий раз выглядеть «с иголочки» на протяжении длинного утомительного пути? Быть может, ответить на эти бытовые вопросы того времени, а значит – и лучше понять эпоху Пушкина, а также его самого, поможет такой вот – поглядите! – малюсенький дорожный утюжок с вложенной внутрь корпуса сердцевиной, которую в нужный момент накаливали на углях… Или вот такие деревянные бирюльки – незатейливая дорожная игра того времени. Порой мы и в наши дни назидательно ворчим: «Это вам не в бирюльки играть!»…

Давайте и мы с вами сейчас поворчим. Найдется повод?

Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
Киевский музей А. С. Пушкина
Мы углубляемся в эпоху Пушкина, в ее традиции и нравы.
И уже из этой глубины смотрим на самого поэта

Как-то мне довелось присутствовать на уроках литературы одного из столичных лицеев. В нем учатся очень развитые, отличные ребята. Но даже в самых талантливых из них невозможно вложить за два академических часа, которые отводится учебной программой на Пушкина, всю глубину той эпохи, а значит, этим ребятам очень трудно, невозможно постичь самого гения. В массе же своей общество уже имеет не то чтобы потерянное, но во многом – упущенное поколение. Упущенное – именно в культурном плане. Времена перемен угнетают главное – ростки духовности. Поэтому пытаемся в нашей работе не упустить из поля внимания, прежде всего, школьников. Хотя не все так просто…

Расскажу такую быль. Лет 5-6 назад в Киеве проходили интереснейшие семинары немецкого профессора, руководителя Баварского музейного центра. Он поведал: конституция Земли Баварии предписывает школьникам обязательное посещение музеев. По этой причине существует и тамошний музейных центр, в нем работают 17 музейных педагогов – координаторов школьно-музейной программы, они же организовывают и соответствующие уроки в музеях. Такая инициатива в свое время исходила от правительства, им же сегодня активно поддерживается и хорошо срабатывает: процент посещаемости музеев подростками заметно повысился. Музеи в данной ситуации выступают лишь посредниками, исполнителями предписаний. У нас – все наоборот: инициатива исходит от нас, музейщиков, а вот «детским» органам государства все это как бы ни к чему. Лично я обошла не одно столичное районо: дескать, давайте сотрудничать, поручите благое дело школьным завучам, ведь о существовании Киевского музея А. С. Пушкина не знают даже многие из учителей литературы… Да, были случаи, когда от районо пошла какая-то информация по школам, но гораздо чаще сталкивались с иным: мол, чего это мы должны с вами сотрудничать?!

Вы сильно обижаетесь в таких случаях?

Обижаются слабые, мы – огорчаемся. И отравляемся к детям сами. Радуемся, что нынешний сентябрь начался с телефонных звонков из школ: а вот в прошлом году у нас в школе были ваши лекции,.. приходите еще… Стараемся больше бывать с выездными лекциями-экскурсиями в отдаленных школах города – на Троещине, в Академгородке, в Дарнице, откуда ребятам добираться до музея труднее, особенно в осенне-зимний период. Сами же уроки-лекции тематически выглядят гораздо шире собственно литературной пушкинианы, многое в них посвящено сопутствующему ей краеведению, далеким пушкинским временам в целом.

Похоже, это уже больше история, нежели филология и поэзия. Верно ли?

Наверное, по отношению к работе музея справедливым было бы сказать так: это литературоведение, но в историческом аспекте. Мы, повторюсь еще раз, углубляемся в эпоху Пушкина, в ее традиции и нравы. И уже из этой глубины смотрим на самого поэта.

А сами-то стихи читаются в вашем музее?

Да еще как! Пригласили как-то в музей на День Святого Валентина с десяток семейных пар с приличным супружеским стажем. Провели для них экскурсию, потом усадили в кресла, зажгли свечи. Предложили каждой паре по очереди вытянуть наугад заранее приготовленные листики с напечатанными на них стихами Александра Сергеевича о любви. Мужья читали их женам, а жены – мужьям. Супруги пытались понять и объяснить, почему именно этот, а не иной стих им попался. А еще мамы в один голос заявили: следующую поэтическую встречу надо бы провести для мам с детьми-подростками. Так мы и сделали. Сыновья читали мамам пушкинские стихи о лицейской дружбе, а те детям – о любви. Что интересно: одна из мам буквально силком затащила на этот вечер сына, но потом самый колючий «протестант» полтора часа с умилением рассказывал старшему брату о поэтическом вечере в музее… Вы, наверное, уже догадались, что после этого мы уже не могли не организовать вечера сказок Пушкина для самых маленьких. Тем более, что один из них с детской непосредственностью заявил: впервые слышу, что мой папа мне что-то читает.

Говоря уже современным языком, получается некий формат индивидуальной работы…

Слишком массовых мероприятий, к сожалению, проводить не можем, иначе небольшой наш музейный домик просто развалился бы. Поэтому стараемся как можно чаще устраивать «малогабаритные», но душевные мероприятия, пытаемся в камерной, подчас интимной обстановке затрагивать самые чистые и светлые струны души человеческой, отчасти позабытые в нашей будничной суете.

Кстати, по той же причине малогабаритности музейных залов (да и финансов тоже) мы несколько стеснены и в своих выставочных желаниях. А благодатный, продуктивный материал – вот он, буквально под руками. Достаточно заглянуть хотя бы в творческий портфель известного иллюстратора поэзии Пушкина – Николая Кузьмина. У нас хранятся его давние выставочные работы, есть и такие, которых вообще никто еще не видел.

 

Зато у вас есть роскошный музейный дворик!

Всякий раз ко дню рождения Александра Сергеевича, в июне, там расцветают пионы. В этом году их было 32 – белые, роскошные. К тому же, дети украшают дворик своими рисунками, читают там стихи…

Да, красиво. И по-хозяйски…

А мы и есть здесь хозяйки музейного дома. Одно слово – Наталья! (Улыбается, намекая на имя собственное). Что бы там не говорили хулители имени Натальи Николаевны и её роли в трагической судьбе поэта, а Натальи в судьбе Пушкина – вспомните! – переплелись чудным образом. Как-то на одном из тематических вечеров ко Дню Натальи мы попытались поразмышлять на эту тему со своими гостями.

Точно также все переплелось дивным образом и в этом булгаковско-пушкинском доме на Кудрявской улице Киева. Судите сами. Я – Наталья, родилась и выросла на Андреевском спуске, 11, по соседству со «взрослым» домом Михаила Булгакова на этой же улице – №13. Рука об руку со мной работает сегодня еще одна Наталья, а живет в доме по ту сторону музейного забора, то есть тоже по соседству, но уже с «детским» домом Булгакова, в котором он жил в пору своего детства и юности. Есть еще одна хозяйка нашего музейного очага, правда, зовут ее Светланой, однако родилась она в День Натальи – 8 сентября. Вот такое вот дивное переплетение Наталий получается на фоне мистической связи Пушкина и Булгакова на киевских холмах… Не случайно, видать, Александр Сергеевич поселился в домике своего литературного сородича.

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий