- Музей исторических драгоценностей
- Музей скифского золота
- Директор Музея исторических драгоценностей Украины Людмила СТРОКОВА
- Украинцам есть чем гордиться
- В чем изюминка музея?
- Музей обязательно значится в программах пребывания в Украине зарубежных гостей государственного уровня
- Такой скифской коллекции, как у нас, нет больше нигде
- Браслеты сарматского захоронения
- Только ли работы украинских золотарей хранятся в музее?
- Как часто появляются выставки?
- Обращаетесь ли музей за помощью к меценатам и спонсорам?
- А насколько знаком с экспозицией рядовой зарубежный посетитель?
- Чем удивляете новые поколения посетителей?
- Почему именно ночью состоялась экскурсия?
Музей исторических драгоценностей
Пектораль, середина ІV cт. до н.э. | Чаша, ІV ст. до н.э. | Колт, ХІІ-ХІІ ст. |
Музей, более известный как «Музей скифского золота», является филиалом Национального музея истории Украины. Он расположен на территории Киево-Печерской лавры. Перед посетителями предстанут чаши и культовые вазы скифской эпохи из царских курганов. Главным сокровищем коллекции является знаменитая «Золотая пектораль» (царское нагрудное украшение) с изображением сцен из жизни скифов-кочевников, извлеченная в 1971 г. из кургана Толстая могила в Днепропетровской области.
Музей скифского золота
В число экспонатов музея входят старинные восточные золотые украшения из погребения сарматской царицы, произведения древнерусских ювелиров, изделия мастеров XIV-XVI веков. Колты, серьги, подвески, браслеты поражают разнообразием форм, сюжетов и тонкостью работы. Уникальной является золотая диадема, украшенная разноцветной перегородчатой эмалью.
Оклад Евангелия с орнаментом, выполненным разноцветной эмалью, и иные драгоценные предметы церковного убранства являются прекрасными образцами украинского ювелирного дела XVII-XVIII вв.
Завершается экспозиция работами известных польских и немецких ювелиров ХІХ — начала ХХ веков.
Людмила Строкова |
Директор Музея исторических драгоценностей Украины Людмила СТРОКОВА
«МЫ УНИКАЛЬНЫ ТЕМ,
ЧТО ЯВЛЯЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОКРОВИЩНИЦЕЙ…»
Вблизи села Сахнивка, что на Черкасщине, археологи нашли непревзойденной красоты сокровище – произведение мастеров эпохи Киевской Руси. Это замечательные колты – женские древнерусские украшения, отделанные, к тому же, знаменитой перегородчатой эмалью. Колты – это своеобразные парфюмерные флакончики. Внутрь вкладывались кусочки ткани, пропитанной ароматическими веществами. Когда женщина шла, то колты колебались на ушах, и ароматы словно плыли за ней …
Во все времена, пожалуй, трудно представить себе женщину без ювелирных украшений. А что, если женщина – да еще и хранительница огромной сокровищницы драгоценностей? С этим вопросом мы посетили Людмилу Строкову – директора музея исторических драгоценностей Украины. Ведь и удивительные женские колты из-под Сахнивки, и еще десятки тысяч произведений ювелирного искусства народов, населявших территорию Украины с древнейших времен, хранятся именно в здешней музейной сокровищнице.
– Наш музей – действительно как копилка, хоть и не женская, а государственная, – рассказывает Людмила Владимировна. – Своего рода музей-сейф. Поэтому и главная задача такого «сейфа» – сохранение сокровищ из драгоценных металлов. Когда сохраняем, то можно и виртуально «примерить» историческое наследие своих предков до нас сегодняшних, оценить шедевры их ювелирного и декоративно-прикладного искусства.
Зал коллекции скифского золота | «Гайманова чаша» | Гривна – украшение и признак благородства мужчины. Из погребения скифского воина |
Украинцам есть чем гордиться
Украинцам есть чем гордиться: издавна обладаем чрезвычайно высокими ювелирными техниками, имеем известных в мире мастеров по изготовлению изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Еще известный из истории Теофил отмечал в своем «Трактате о разных ремеслах» (IХ–Х века), что Киевская Русь стояла на втором, после Византии, месте по мастерству изготовления ювелирных украшений. Именно из Византии мы позаимствовали многое, одновременно творили свое. Чего только стоят, скажем, перегородчатые эмали. На долгое время технология их изготовления, к сожалению, была утеряна. Это уже теперь современные технологии позволяют точно установить различные температурные режимы творческого процесса с эмалями. Как же обходились без всяких термометров древние умельцы! А как античные мастера, не имея никакого там микроскопчика или какого другого приспособления, создали знаменитую теперь «Золотую пектораль» – царское нагрудное украшение с изображением сцен из жизни скифов-кочевников? В 1971 году этот шедевр ювелирного искусства были найден в кургане Толстая Могила Днепропетровской области, сейчас он – одно из ценнейших сокровищ нашей музейной коллекции.
В чем изюминка музея?
В 1963 году правительственным постановлением при Киевском государственном историческом музее (ныне – Национальный музей истории Украины) был создан специальный отдел – «Золотая кладовая». Для него выделили корпус № 12 на территории Киево-Печерского заповедника, где мы сейчас и находимся. Основу музея составили коллекции Исторического музея. По тому же постановлению правительства более чем 20 отечественных музеев передали свои драгметалловые собрания во вновь образованный отдел Исторического музея. Неоценимый вклад внес Институт археологии НАН Украины, который передал музею более 30 000 экспонатов. В конце 1968 года Особый отдел перешел в статус филиала Государственного исторического музея и стал называться Музеем исторических драгоценностей Украины.
Мы тем и уникальны, что является единственным в Украине музейным учреждением, за которым закреплена своеобразная функция государственной казны и на который возложена роль так называемого «протокольного музея».
Браслеты сарматского захоронения. II в. до н.э. – I в. н.э. | Золотые пластины с изображением грифонов – украшение деревянной посуды. С Бердянского кургана | «Золотая пектораль». IV в. до н.э. |
Музей обязательно значится в программах пребывания в Украине зарубежных гостей государственного уровня
То, что, помимо обслуживания многотысячных отовсюду экскурсантов, музей обязательно значится в программах пребывания в Украине зарубежных гостей государственного уровня. Здесь был когда-то давно еще молоденький король Швеции с супругой, американские космонавты-лунопроходцы, пораженным от увиденного остался американский президент Билл Клинтон… В разные времена побывали в музее отечественные руководители государства. А запоминающуюся память по себе оставил экс-президент Украины Леонид Кучма. Однажды в 2004 году, в семь часов утра, он приехал к нам с президентом Бразилии: по дороге в Китай самолет бразильского гостя остановился в «Борисполе» на дозаправку, вот Леонид Данилович и решил развлечь своего зарубежного коллегу экзотической экскурсией, познакомить его с историческими приобретениями Украины. Уже по завершении экскурсии, выходя из музея, сказал мне коротко и решительно: «Собирайте, вывозите вещи – будем делать ремонт». Через месяц мы действительно начали демонтировать экспозицию, затеяли полную реконструкцию музея. Поэтому у нас сегодня девять прекрасных залов…
Такой скифской коллекции, как у нас, нет больше нигде
Такой скифской коллекции, как у нас, нет больше нигде. Это наш бренд. О «Золотой пекторали» с этого собрания я уже упоминала. Здесь же – еще один из ценнейших экспонатов скифского золота: серебряная позолоченная чаша. Так называемая «гайманова чаша» – клад из кургана Гайманова Могила в Запорожской области. На ней воспроизведены скифские воины или вожди: они сидят в свободных позах, отложив оружие, ведут неторопливую беседу. Мастера весьма выразительно и тонко передали и выражения их лиц, и прически, и даже мельчайшие узоры из орнамента на одежде. По такому ювелирному «шаблону» очень легко можно было создать реконструкцию внешности скифов, их боевого снаряжения.
Искусство Киевской Руси: сребреники князя Владимира и Киевская гривна | Одежда сарматки – реконструкция по материалам Курган-Соколовой могилы | Колты – клад, найденный у с. Сахнивка на Черкасщине. XI – XII вв. |
Браслеты сарматского захоронения
Или браслеты сарматского захоронения – находка с Ногайчинского кургана на территории Крыма, датированная II веком до нашей эры – І веком нашей эры. Браслеты массивные и золотые, украшенные жемчугом. На застежках желтый цетрин и церкон и настоящие зеленые изумруды. Здесь же интересные скульптурные группы – изображение бога любви Эрота и девушки, в которую он влюбился, уколовшись собственной стрелой, – Цихея. Согласно древним мифам, когда Эрот женился на Цихее, ее приравняли к уровню богинь, подарили ей крылышки бабочки. Цихея – это Душа. Получилось некое трепетное сочетание Эрота и Души. Именно от их брака родилась греческая богиня Наслаждение… Вот о чем напоминают нам чрезвычайно интересные и удивительные браслеты античной эпохи.
Или вот искусство Киевской Руси: ювелирные украшения из разных сокровищ, все они уникальны и неповторимы. Нашей гордостью является золотая диадема и бармы, украшенные разноцветной перегородчатой эмалью из Сахнивского сокровища на Черкасщине. В кладах часто встречаются и монетные гривны – материнки нашей сегодняшней гривни…
В зале украинских золотарей представлены работы периода XVI – начала ХХ веков. Преимущественно это предметы церковного обихода, выполненные из серебра, с позолотой. Представлены самые разнообразные техники. Скажем, ризы к иконе Дегтяривской Божьей матери. Это уникальный образец украинского барокко XVIII века: очень пышная работа, чеканный орнамент, в нижней части щит, на котором был когда-то герб заказчика – гетмана Ивана Мазепы. Рядом в экспозиции – еще одни ризы, украшенные драгоценными камнями – бриллианты, сапфиры, рубины, – это подарок царя Петра I чудотворной иконе Каплунивской Божьей Матери. В этом же зале представлены и работы знаменитого киевского ювелира Ивана Равича, который жил и творил на древнем Подоле и умер, как многие из великих, в большой бедности. Есть здесь также произведения львовских, житомирских и многих других умельцев из разных уголков нынешней Украины.
Только ли работы украинских золотарей хранятся в музее?
Экспозиция музея – это работы народов, которые в разные исторические времена жили и трудились на территории нынешней Украины, их труды стали нашим национальным достоянием. Кроме собственно украинского, презентуем русское и западноевропейское золотарьство. Русская коллекция представлена преимущественно обиходными вещами, принадлежавшими украинским монастырям или отечественной знати.
В свое время мы отреставрировали интересную коллекцию прикладного золота и сакрального серебра западноевропейских мастеров, подготовили выставку. А тогда увидели: это историческое собрание, оно непременно должно быть представлено в постоянно действующей экспозиции.
Нечто подобное произошло и с сакральной иудаикой. С временной выставки она превратилась в одну из интереснейших экспозиций музея. Можно сказать, мы ее просто спасли. Ибо когда музей только образовался, его сотрудники даже не догадывались, что это за такие странные вещи попадают к ним в руки – вчерашние догмы и некоторый вакуум оставили немало «белых пятен» и в знаниях музейных специалистов. Поэтому самостоятельно начали выяснять, искать, изучать… Откуда же нам, вчерашним, было знать, что иудеи имеют такую роскошную религию, украшенную шедеврами сакрального искусства!
Крест середины XVII в. Изготовленный по заказу митрополита Петра Могилы для Софийского собора | Зал работ украинских золотарей. ХVI – начало ХХ в. | Ризы к иконе Дегтяривской Божьей Матери, выполненные по заказу гетмана Мазепы |
Как часто появляются выставки?
Мы постоянно работаем над чем-то новым, всегда в поиске. И что характерно: все выставки задумываем, устраиваем прежде всего для себя. А уже потом, – как приживутся в нас самих, как понравятся нам самим, – вот тогда уже выставляются в экспозициях. Мы всегда что-то изучаем, нам всегда что-то интересно. Впоследствии оказывается, это «что-то» нужно также многим людям.
Организовали недавно выставку современного ювелирного искусства, на которой были представлены работы периода 70–90-х годов прошлого века и начала XXI. Хотелось проследить, как и куда продвинулось ювелирное искусство на протяжении последних 30 лет. Нас интересовали авторские работы, и полсотни ювелиров посвозили собственные произведения со всех уголков Украины. Было очень интересно, выставка вызвала огромный интерес.
А теперь есть у меня мечта обратиться ко всем музеям с идеей создания выставки произведений украинского золотарьства. Это была бы на самом деле грандиозная выставка! А еще можно было бы сделать из того собрания большой каталог. Я понимаю: такой проект требует немало времени и немалых средств. Время мы найдем, а вот средства…
Обращаетесь ли музей за помощью к меценатам и спонсорам?
Музейные работники – сами себе меценаты и спонсоры, так как за копеечные заработки хранят бесценное государственное богатство. Я так думаю: за все в жизни надо платить, особенно – за удовольствие. Вот мы и платим своими маленькими ставками за удовольствие работать в роскошном музее, за удовольствие «купаться» в драгоценностях.
Ризы – подарок Петра I чудотворной иконе Каплунивской Божьей Матери | С экспозиции русского ювелирного искусства | С экспозиции иудейского сакрального искусства |
А насколько знаком с экспозицией рядовой зарубежный посетитель?
Естественно. Выставочная деятельность музея началась с 1975 года. Америка, Япония, разные страны Европы… В последнее время, в кризисный период, интерес Европы к музейным выставкам заметно возрос. На сегодняшний день, к примеру, мы принимаем участие сразу в трех очень интересных выставках в Австрии и Германии. Мы впервые показываем общую выставку с Эрмитажем, где презентуем изделия скифов, а они – сарматов. В Бонне сейчас демонстрируется большая выставка под названием «Византия. Величие и повседневная жизнь». Это очень большой проект, в нем задействованы экспонаты 81 музея мира и нашего в том числе.
В большинстве из экспозиции, но и из фондов тоже. В экспозиции представлены лучшие и самые интересные экспонаты, поэтому на ее «плечи» ложится основной груз выставок. Вот тут как раз и приходят на помощь фонды.
Знаете, музей имеет более 50 000 единиц хранения. Но его площадь не позволяет делать очень большие экспозиции. Да и зачем? Ведь в экспозиции подается лучше, ценное, характерное – в зависимости от ее концептуальной основы. Такой подход присущ мировой музейной практике. Но мы оказались и здесь уникальными: экспонируем 25% своего собрания. Мировая же практика – от 3 до 7, возможно, 10%.
Чем удивляете новые поколения посетителей?
Вот, только что завершилась очередная «Ночь в музее». Провели театрализованную экскурсию «Священные сокровища». Тема – религии, которые бытуют на территории Украины. Охватили период от языческого Х века и далее до христианства, ислама и иудаизма. Сценической площадкой действа стали пять экспозиционных залов музея.
Сцены с ночной экскурсии «Скифия золотая» |
Почему именно ночью состоялась экскурсия?
Сцена с ночной экскурсии «Священные сокровища» |
Такая ежегодная акция, как новая форма музейной работы, проходит по инициативе министерства культуры Франции и при поддержке Международной ассоциации музеев. В прошлом году, например, в ней приняли участие сразу 2400 музеев мира. Музей исторических драгоценностей Украины выходит на ночные экскурсии четыре года подряд, еще представлял театрализованную экскурсию «Скифия золотая», а уже нынешней весной представил посетителям упоминавшуюся религиозную тематику.
Подготовка к такому мероприятию весьма трудоемкая и одновременно интересная. Задолго до действа пишутся сценарии, шьются костюмы, подбираются видеоматериалы, поэтические произведения. Так, в экскурсии «Скифия золотая» используются стихи известной Лины Костенко, Бориса Мозолевского – того самого археолога, что нашел «Золотую пектораль», нашей сотрудницы, кстати, со времен основания музея, Лидии Олефиренко… Из всего этого составляется в кучу спектакль, где, например, сами «скифы» рассказывают о своей жизни, быте, предметах быта, представленных в музейной экспозиции.
Важно, что премьера театрализованной экскурсии в весеннюю «Ночь в музее» никуда не исчезает, сразу же переходит в постоянное русло. Тематическая экскурсия становится коммерческой, она имеет свою цену и внеурочное время. А главное – имеет постоянный спрос и желание все новых и новых посетителей заглянуть в сокровищницу исторических драгоценностей Украины, непревзойденных образцов ювелирного искусства своих предков.
г. Киев, ул. И. Мазепы, 21, корпус 12.
Телефон: +38 (044) 280-13-87.
Выходные дни: понедельник.
источник