Интерьер музея искуств им. Богдана и Варвары Ханенко | Богдан и Варвара Ханенко | Портрет Инфанты Маргариты. |
Адрес: г. Киев, ул. Терещенковская, 15.
Телефон: +38 (044) 235-32-90.
Время работы: 10:30-17:30.
Выходные дни: понедельник, вторник.
Музей искусств, носящий имена выдающихся украинских меценатов — Богдана и Варвары Ханенко (Киевский музей Западного и Восточного искусства) – самое значительное собрание европейского и азиатского зарубежного искусства в Украине.
- Центром музейного собрания является коллекция произведения искусства стран Западной Европы
- Директор Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Вера ВИНОГРАДОВА
- Насколько осуществились заветные мечты выдающихся коллекционеров-меценатов?
- Владеем настоящими раритетами, которых нет ни в одном музее мира
- Экспозиция музея достаточно обширная в пространстве и времени, разноцветная, разнотемная, разножанровая
- Взрослые киевляне любят приходить «к Ханенко» на концерты
- А что «скрывают» Ханенко?
- Насколько активно музей занимается научно-исследовательской деятельностью?
Центром музейного собрания является коллекция произведения искусства стран Западной Европы
В экспозиции представлены все периоды – средневековое искусство, Ренессанс, барокко, рококо, классицизм. Жемчужинами коллекции являются единственные в Украине произведения Диего Веласкеса («Портрет инфанты Маргариты»), Джентиле Беллини («Портрет патриция»), «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини – брата предыдущего, и одноименная картина другого итальянского мастера – Пьеро Перуджино. Есть в музее и легендарные графические серии Гойи — «Бедствия войны» и «Капричос».
Музей гордится и произведениями Х. де Сурбарана, А. Маньяско, Ф. Гварди, П. Рубенса, Питера Брейгеля Младшего, Я. Йорданса, Д. Тенирса, Д. Халса, Ф. Буше, Жака-Луи Давида.
В собрании имеется коллекция древнеегипетских раритетов. Отдел искусства Востока, ныне считающийся самым большим в Украине, содержит ценную коллекцию китайской живописи XV-ХX вв., а также японского и индийского искусства.
Отдельный зал-капелла посвящен уникальным византийским иконам VI-VII вв. н.э. Здесь находятся четыре древнейшие христианские иконы, уцелевшие в синайском монастыре Св. Екатерины в период иконоборчества — бесценные сокровища культуры мирового значения.
Музей располагается в специально построенном особняке (1887 г., арх. Мельцер). Основой его коллекции стало собрание Богдана Ивановича (1849-1917) и Варвары Николаевны (1852-1922) Ханенко, переданное в 1917 г. в дар Киеву. В последующие годы, за счет слияния частных коллекций, собрание музея возросло более чем в 13 раз. В нынешней экспозиции выставлено около 2000 экспонатов.
Вера Ильинична Виноградова |
Директор Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Вера ВИНОГРАДОВА
«ОБЛАДАЕМ НАСТОЯЩИМИ РАРИТЕТАМИ,
КОТОРЫХ НЕТ НИ В ОДНОМ МУЗЕЕ МИРА»
– Искусство, разумеется, воспринимается не одним, а несколькими органами чувств. И прежде всего – душой и глазами, – делится с корреспондентом «Первого экскурсионного бюро» директор Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко Вера Ильинична Виноградова. – Словами сказать можно много, но воспринять через них – не так уж густо. К произведениям изобразительного искусства надо просто приходить и смотреть на них, любоваться ими.
Именно об этом и мечтали выдающиеся киевские меценаты и коллекционеры шедевров мирового искусства Богдан Иванович и Варвара Николовна Ханенко, завещая родному городу свою частную коллекцию, собранную за 40 лет неутомимого труда, беспрерывных поисков и значительных материальных затрат. Это был один из принципиальных пунктов завещания Ханенко – их экспозиция должна стать основой публичного музея и быть доступной для всех желающих познакомиться с шедеврами мирового изобразительного искусства, насладиться ими. Потому что собрание Ханенко – это как дитя: они его выпестовали и пустили в мир. Они вложили в него душу, большую часть своей жизни. Поэтому вполне понятно желание меценатов: их достижение не должно разойтись по частным карманам, а должно стать достоянием киевлян, общим общественным достоянием. Такой жест – благотворительность чистейшей воды.
Насколько осуществились заветные мечты выдающихся коллекционеров-меценатов?
Помещение Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко |
Преодолев довольно непростой путь своего основания и становления, Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко стал, наконец, одним из ведущих, интереснейших и лучших музеев Украины, который сохраняет самую значительную коллекцию зарубежного искусства в нашей стране.
Еще на заре ХХ века, на начальных шагах фонда музея, его коллекция была высоко оценена в среде знатоков и признана лучшей среди частных собраний того времени. Благодаря труду первых научных работников музея, – известных украинских ученых-искусствоведов Лукомского, Рериха, Макаренко, Гилярова, Зуммер, – на базе коллекции Ханенко был создан один из ведущих музеев зарубежного искусства на территории бывшего СССР. В 20-х годах прошлого века его называли «Киевским Эрмитажем». Хотя не обошлось и без ложки дегтя: длительное время, против воли своих фундаторов, он носил не их имя, а назывался просто музеем восточного и западного искусства. И только в 1999 году по случаю 150-летия со дня рождения Богдана Ханенко музею вернули историческое название, завещанное основателями: он опять получил имя своих основателей – Богдана и Варвары Ханенко.
Теперь его, наверняка уже, не зря называют еще и украшением и гордостью украинской столицы, ибо слава о нем разошлась далеко за пределы нашего государства. В собраниях музея – немало прекраснейших произведений мирового искусства, владеть которыми имели бы за честь самые известные музеи мира, такие, как, скажем, Эрмитаж или Лувр…
В зале китайского искусства | В экспозициях восточного искусства |
Владеем настоящими раритетами, которых нет ни в одном музее мира
Владеем настоящими раритетами, которых нет ни в одном музее мира, – это так называемые «синайские иконы». Пять уникальных экспонатов – представителей ранней христианской иконы V–VII вв. В свое время, в VII веке, продолжалось движение иконоборчества, когда уничтожались христианские иконы. А вот наши образцы той эпохи чудом сохранились тогда на Синайском полуострове. В XIX веке в тамошней пустыни побывал с православной миссией один из монахов Киево-Печерской лавры. Он и привез в Киев древние иконы, а уже в нашем музее их стали называть «синайскими» – по месту хранения и находки. Кстати, недавно они экспонировались на грандиозной выставке в Бонне, посвященной истории Византии. Это чрезвычайно почетная миссия наших экспонатов, так как в Боннской выставке принимали участие самые титулованные музеи мира.
Мы также – единственный в Восточной Европе музей, обладающий достаточно большой коллекцией китайской живописи, имеем 400 работ. Они – дар Таисии Жаспар, нашей соотечественницы, которая жила во Франции, но долгое время работала вместе с мужем-дипломатом в Китае, там и собрала удивительную коллекцию живописи.
Имеем блестящее собрание итальянского искусства. Судя по всему, Богдан Ханенко больше всего любил именно его, ибо итальянское собрание довольно велико. Солидное место здесь занимает коллекция майолики – в ней представлены все школы Италии. Также среди шедевров коллекции нашего музея – жемчужины западноевропейской живописи, античной и египетской пластики, мейсенского фарфора, брюссельской шпалеры, иранские фаянсы и бронза, японская ксилография и цуба, китайский фарфор. Уникальными памятниками мирового значения являются всемирно известные византийские иконы VI–VII веков. Вообще же, в состав музейного собрания входят памятники художественной культуры Древнего мира, классического искусства Европы, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. Памятники коллекции охватывают исторический период от IV тысячелетия до нашей эры вплоть до ХХ века включительно.
Экспозиция | иранской керамики |
Экспозиция музея достаточно обширная в пространстве и времени, разноцветная, разнотемная, разножанровая
Конечно, у нас немного сложная экспозиция, прежде всего – для детей. Но ведь на музейную миссию как раз и возложены две задачи: сохранить достояние истории и донести их до людей. Все это вкупе называется просветительской работой. Современные информационные технологии все сильнее подталкивают музейных работников к более активным и интересным формам просвещения. Простой, пассивный или беглый просмотр той или иной экспозиции большого толка уже не даст. Поэтому наши взгляды обращены первым делом к детям и подросткам: важно с раннего возраста привить им позитивное отношение к музею как к культурно-образовательному и эстетическому заведению, а также желание приходить к нему еще и еще раз. Ведь память каждого из нас хранит какие-то приятные ощущения из детства – не так ли? Как они формировались в свое время, так они и сопровождают нас всю жизнь.
Поэтому рядом с нашим музеем есть детский сад. Из него мы начали в свое время внедрять новейшие просветительские методики. Детки приходят к нам: смотрят, рассматривают все вокруг, а мы рассказываем, что это такое – музей, картина, скульптура… Организуем для них специальные выставки, они рисуют увиденное. Словом, получается своего рода детский праздник с участием родителей, воспитателей.
Ученые музея разработали также цикл тематических занятий, которые в интерактивной форме иллюстрируют школьную программу обучения детей. Скажем, по музейной экспозиции «Восточная коллекция» проводим для детей младшего и среднего школьного возраста театрализованные экскурсии «Семь путешествий Синдбада-морехода». Конечно, такая услуга достаточно дорогая, ведь к работе привлекаем актеров театра-студии «Оксюморон», готовятся соответствующие костюмы, декорации… Однако все эти усилия и затраты того стоят, со временем они отблагодарят сторицей и прорастут добром в детских душах.
Экспозиции западного искусства |
Взрослые киевляне любят приходить «к Ханенко» на концерты
Наши камерные концерты западноевропейской классической музыки – тоже из разряда просветительской деятельности. Это так называемые «Музыкальные сезоны в Ханенко» с участием профессиональных исполнителей, а также талантливой молодежи. Начаты они в 2000 году и, действительно, пользуются большой популярностью.
Собственно, не только музыкальную, но и достаточно широкую палитру других дополнительных возможностей предоставляет своим посетителям музей для лучшего знакомства со своей богатой экспозицией. Например, в экспозиционных залах установлены аудиосистемы, с помощью которых посетители могут прослушать на украинском и английском языках текст обзорной экскурсии «Западноевропейское искусство» и «Искусство Востока». По желанию гостя музей готов обеспечить его персональным аудиогидом. Дополнительную информацию по проблематике истории, культуры, искусства, традиций стран Востока можно получить в специально оборудованном информационном зале.
А что «скрывают» Ханенко?
И действительно миф. Хотя, конечно, мы могли бы выставить больше экспонатов. Однако это отнюдь не означает, что заповедники лежат мертвым грузом, не работают. Все, чего нет в постоянных экспозициях и что более-менее стоящее, обязательно показываем на всевозможных выставках. Вот, к примеру, не так давно работала у нас выставка западноевропейского пейзажа.
Выставочная деятельность «музея Ханенко» весьма активна. Систематически организуются временные тематические экспозиции не только из собственных фондов, есть у нас, кроме того, целый выставочный проект «Современные частные собрания Украины».
Интерьер музея | Мемориальная экспозиция – «кабинет Ханенко» |
Выставочная работа на самом деле довольно динамичная и многогранная, а потому не может вариться в собственном соку одного музея. Поэтому продуктивно сотрудничаем как с отечественными коллекционерами, так и с аккредитованными в Украине посольствами зарубежных стран. Принимаем различные гостевые выставки из Италии, Японии, Израиля, Польши, Эстонии, Германии. И наоборот: произведения из коллекции нашего музея систематически представляются на международных выставках. Только в последнее время – в Греции, Италии, Германии, Финляндии, Великобритании, России.
Наряду с этим специалисты музея регулярно участвуют в отечественных и международных научных форумах, выступают с докладами на конференциях. Подобная презентация музея – это, если хотите, также своеобразная выставка его экспозиции.
Насколько активно музей занимается научно-исследовательской деятельностью?
Ответ на этот вопрос заслуживает, возможно, отдельного разговора – у нас есть чем заинтересовать и специалистов, и коллекционеров-любителей. Однако для иллюстрации достаточно назвать хотя бы один факт: в течение длительного времени музей проводит ежегодные научно-практические конференции «Ханенковские чтения». Круг наших научных поисков все расширяется: от всеобщего признания деятельности меценатов Ханенко, истории формирования коллекции музея, культурологических исследований – к новым атрибуциям художественных памятников из сборников музея. Ведутся исследования, связанные с именами других украинских коллекционеров, деятельность которых обеспечила высокий уровень существующего музейного собрания, – например, Щавинского, Хансен, семей Репниных и Терещенко. Специалисты солидарны в том, что значение «Ханенковских чтений» заключается прежде всего в стремлении к признанию обществом культурных ценностей, а также во внедрении в работу украинских музеев современных методологических принципов музейного дела. Кстати, с 2002 года «Ханенковские чтения» приобрели статус международной конференции, по их результатам уже выдано семь научных сборников.
Впервые издано и представлено нами и мемуары самого Богдана Ханенко «Воспоминания коллекционера» – о создании музейной коллекции, которой имеем сегодня счастье любоваться. Эта работа увидела свет в прошлом году по случаю 160-летия со дня рождения Богдана Ивановича. В том же году к 90-летнему юбилею Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко как государственного учреждения увидели свет и публикации, посвященные основателям музея и истории собрания.
Безусловно. Работа по учету, хранению и реставрации художественных ценностей – это одна из первостепенных, из важнейших задач музея, которая предусматривает высокую профессиональную квалификацию работников и использование новейших технологий. Лишь в последние годы отреставрировано 80 уникальных произведений западноевропейской живописи, античного искусства, декоративно-прикладного искусства стран Востока. Коллектив много работает над тем, чтобы должным образом сохранить и коллекцию, и само здание музея, ведь оно расположено в самом центре столицы, в довольно агрессивной среде, спровоцированной к такой агрессии прихотями современной цивилизации. А сам музей отнесен к музейным учреждениям первой категории, он работает еще и как методический центр для музеев художественного профиля в Украине.
Иными словами, коллектив Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко – высококвалифицированный, профессионально вышколенный. Знаете, у нас любят шутить: музейное дело – это не профессия, а диагноз. Поэтому люди, которые приходят к нам, либо остаются здесь навсегда, либо поворачиваются и уходят из музея немедленно. Оттого коллектив на протяжении многих лет стабильный, действительно преданный любимому делу…
Беседовал Владимир ТАРАСЮК, журналист
Медиа-центр «Первого экскурсионного бюро».
источник