Шоколадный домик

Шоколадного домика Музеи
Booking.com
 Интерьер Шоколадного домика,
роспись в новорусском стиле
 
Фасад Шоколадного домика   Интерьер Шоколадного домика,
роспись в силе модерн

Адрес: г. Киев, ул.Шелковичная, 17.

Телефон: +38 (044) 253-05-21.

Время работы: 11:00 – 17:00.

Выходные дни: понедельник, четверг

«Шоколадный домик» — это двухэтажное здание, построенное в 80-е годы 19 столетия в стиле венецианского ренессанса для киевского купца первой гильдии Семена Семеновича Могилевцева (1846-1917) известным архитектором Владимиром Николаевым, – одно из самых загадочных в городе. Здание было необычно покрашено. Преобладание коричневого цвета дало особняку название «Шоколадный домик». Как и в «Дом с химерами» Городецкого, попасть в него «простому смертному» было невозможно уже лет пятнадцать. В советские времена здесь размещался Центральный ЗАГС. Потом неподалеку построили новую резиденцию Щербицкого, и обилие праздничного народу стало мешать работе государственных мужей советской Украины. Ввиду этого срочно нашлись деньги на строительство нового Дворца бракосочетаний рядом с Воздухофлотским путепроводом, сразу получившего в народе название «Бермудский треугольник». А «Шоколадный домик» сначала «работал» обычным районным ЗАГСом, а в 1986 году там поселилась Детская картинная галерея.

 В 2009 году, когда здание передали Киевскому музею Русского искусства, здесь начали реставрацию — привели в порядок стены, лепнину, разрушенный паркет. Глаз радуют диковинные росписи, деревянная инкрустация — все удалось сохранить. А вот витражи с ирисами стоимостью десятки тысяч долларов, украшавшие окна домика, остались не все. Каждая комната здесь выполнена в своем стиле. На одном этаже, по принципу художественного дивертисмента, соседствует французский стиль, византийский и восточный, модерн и ренессанс. Пока пускают лишь в три отреставрированных зала — «белый», «новорусский» и «модерн», где выставлены рисунки детей 80-х на зимне-новогоднюю тему.

По окончанию реставрационных работ в «Шоколадном домике» будет картинная галерея, школа детского эстетического воспитания и музей частных коллекций. В этом же помещении планируют сделать музей одной картины. Сюда будут привозить знаменитое произведение искусства и устраивать тематические диспуты, показывать фильмы.


«Шоколадный домик» внутри и снаружи


Директор детской картинной галереи «Шоколадного домика» Татьяна СКИРДА

«ЧУДЕСНЫЕ ВЫСТАВКИ В ЧУДЕСНОМ ИНТЕРЬЕРЕ»

Сколько раз я проходил мимо этого удивительного здания,   расположенного на улице Шовковичной на тихих и уютных киевских Липках! Сколько раз любовался его утонченными формами, его причудливой лепниной! А вошел в него только недавно. Это и не удивительно. Ведь только четыре месяца назад он наконец-то открылся для широкой публики.

Встреча с прекрасным

Иду от станции метро «Крещатик» и воображаю себе эту встречу с прекрасным. Все-таки приятно осознавать, что в столице Украины возродился еще один замечательный музей. Теперь вход в здание на Щовковичной, 17/2, известном как «Шоколадный домик», открыто для всех желающих. С недавних пор здесь размещается Детская картинная галерея — филиал Киевского музея русского искусства. За это время в нём проведены четыре выставки, благотворительный вечер памяти Вертинского, а с 25 апреля желающие могут оценить работы международного арт-проекта «Аут». Это выставка работ больных аутизмом людей.

Не без трепета открываю массивную дверь. Сначала по привычке тяну на себя. А она открывается вовнутрь. Оказывается, так было задумано при постройке здания более 100 лет назад: чтобы открытые двери не занимали лишнее место, поскольку улицы и тротуары раньше были более узкими, чем нынешние. Вестибюль выглядит вполне ухожено. За мной входит женщина и покупает билет на выставку детского рисунка. Поднимаюсь наверх и я. Разглядываю невиданные ранее интерьеры, заглядываю в огромные старинные зеркала, сохранившиеся с начала XX века. Что вам сказать: зрелище впечатляющее.

Татьяна Скирда

17 февраля 2010 года «Шоколадный домик» распахнул свои двери для посетителей, — рассказывает директор детской. картинной галереи Татьяна СКИРДА. — В трех залах Модерн, Белом и Русском на фоне резных орнаментальных подоконников размещается экспозиция детских работ 1980-х годов. Хранители галереи для воссоздания истории разыскивают авторов картин. Многие киевляне не бывали в «Шоколадном домике», знают это место только по рассказам бабушек и дедушек. К нам, кстати, приходили люди, которые здесь расписывались.

В 60-е годы прошлого века в этом здании был ЗАГС

Да, ведь в 60-е годы прошлого века в этом здании был ЗАГС. Теперь мы ищем «брачевавшихся» здесь, чтобы поделились фотографиями. Эти фотодокументы эпохи помогут прояснить многие архитектурно-исторические метаморфозы, происходившие с зданием. Как выглядел особняк в роли дворца бракосочетаний, мало кто помнит. Старожилы-очевидцы рассказывают, что «Шоколадный ЗАГС» пользовался популярностью у партийной элиты, рабочие с крестьянками здесь не расписывались. Ну, а для передумавших невест, в последнюю минуту решивших сбежать из-под венца, выходом служило большое окно на первом этаже, женихи же уходили… за букетом. А теперь люди могут прийти посмотреть и интерьеры, и выставки. К нам приходит много детей и взрослых. Проводим экскурсии. Их стоимость по сравнению с тем, что можно увидеть и почувствовать, просто символическая – всего пять гривен. Эти средства идут на реставрацию здания. Деятельность «Шоколадного домика» фактически получила новый толчок после того, как по распоряжению мэра и при поддержке начальника Главного управлений культуры Светланы Ивановны Зориной, детская картинная галерея стала филиалом музея русского искусства. Большую помощь оказывает его директор Юрий Евгеньевич Вакуленко. Мы хотим, чтобы здесь была детская студия, чтобы размещались постоянные экспозиции, проводились творческие конкурсы.

Много ли сейчас посетителей

Да, после того, как у нас прошли выставки, к нам пошёл народ. А певица Ирина Сказина сказала: «Хочу у вас петь бесплатно, а вы собирайте деньги на ремонт». Потом ко мне пришли две очаровательнейшие женщины — Нина Сиваченко и Ольга Дмитренко, из филармонии. Тоже мечтают устраивать у нас благотворительные музыкальные вечера, но для этого нужен белый рояль. У дирекции, к сожалению, нет рояля. Ни чёрного, ни белого. Есть «бесхозный» «Стейнвей» в закрытом для посещений Мариинском дворце, но не факт, что его захотят отдать. Поэтому пока активистки из филармонии подготовили официальное письмо с просьбой предоставить музыкальный инструмент и собирают подписи в его поддержку. Под прошением уже подписались Богдан Ступка, Анатолий Авдиевский, Виктор Шкляр и многие другие деятели искусства и культуры. Так что, если у кого-то есть возможность помочь с роялем или контакты тех, кто может помочь, пожалуйста, отзовитесь.

Здача залов музея в оренду

К сожалению, аренда залов музея запрещена по закону. Поэтому размещение экспозиций спонсируют организаторы проектов. Это называется «предоставление площади для использования». Нынешний проект курирует общественная организация «Клиника Дорошенко — Грищенко», во главе с Татьяной Гершуни и Оксаной Грищенко. Слово «клиника» в названии использовано в переносном значении, это не медицинский объект. Подразумевается, что искусство тоже способно лечить, выступая своеобразной терапией. Кстати, есть такое предположение, что первый хозяин этого дома — купец Семён Могилёв — тоже страдал от этого недуга. Ведь он прожил всю жизнь один, без семьи, и якобы создал особняк, чтобы сымитировать разнообразие внешнего мира и в то же время жить своей жизнью.

Здесь все историей дышит

«Шоколадный домик» некогда принадлежал купцу 1-й гильдии Семену Могилевцеву. Архитектором этого дома был В. Н. Николаев — в то время главный архитектор Киева. Семен Семенович Могилевцев был родом из семьи брянских лесопромышленников. В 1876 году он переехал в Киев, где продолжил заниматься торговлей лесом. Ольга Друг в «Киевском альбоме» (Исторический альманах. Выпуск 6) пишет, что в 1899 году тогда еще на улице Левашовской часть земли в 321 кв. саж. была продана купцу Могилевцеву бароном Владимиром Августовичем Икскюль-Гильденбандом. Примерно в тот же период (1901–1905 гг.) на соседних участках шло строительство: особняка в стиле венецианских палаццо для Могилевцева по проекту В. Николаева и доходного дома в готическом стиле для Икскюль-Гильденбанда (проект М. Вишневского). Дома и сейчас стоят, плотно примыкая друг к другу, правда, с одной разницей: бывший доходный дом по нынешней Шелковичной, 19 скрыт от глаз не только реставрационным полотном. Он в частной собственности.

Малоизвестные качества архитектора В. Николаева

Особняк демонстрирует малоизвестные качества архитектора В. Николаева — незаурядного художника. Здание имело совершенно необычные интерьеры, которые свидетельствуют о хорошем вкусе заказчика строительства (купца Могилевцева) и смелом выдающемся эксперименте их разработчика. Уникальные интерьеры особняка были выполнены в разных художественных стилях (модерн, ренессанс, готика, барокко). Внутренние помещения имели исключительные декоративно-монументальные росписи стен и потолков, украшенные богатой лепниной и позолотой, деревянные резные панели, подоконники, двери и окна, полы с разнообразным рисунком художественного паркета, цветные витражи и кованые ограждения мраморных лестниц. Все это, по мнению специалистов, является произведением высокого искусства и художественной ценностью государства. Здание особняка двухэтажное, небольшое — общая площадь около 900 кв. метров. Самый большой — Белый зал, он выполнен в стиле французского барокко. Это был торжественный зал, в нем проводились приемы, музыкальные вечера и балы. Сохранились фрагменты росписи стен Русского зала, на которых изображены орнаменты с царской юбилейной пятирублевки, которая в то время входила в обращение. Византийский зал представлял собой большую парадную столовую. Зал обрамляют большие гирлянды, на которых изображены различные фрукты. Мавританский зал — небольшой по размерам и примыкает к столовой, главное его украшение — это сделанные из гипса резные панели стен. С другой стороны Византийского зала находится комната с интерьером в стиле модерн. Лестница в особняке выполнена в стиле ампир: белые мраморные ступени, литые бронзовые перила. Почти во всех залах особняка сохранились люстры и бра. Усадьба огорожена со стороны улицы высоким забором с художественной ковкой. На маленьком подворье находились хозяйственные службы (кухня, прачечная и т. д.).

Архитектура самого дома красива и гармонична. Кроме того, здание было необычно покрашено. Киевляне знают его покрашенным в однотонный шоколадный цвет. На самом деле изначально в окраске присутствовало несколько разных по силе кофейных и шоколадных тонов, позволявших выделить фасадные элементы. Преобладание коричневого цвета дало особняку название «Шоколадный домик». За послереволюционный период особняк неоднократно менял своих хозяев и функциональное назначение. Долгое время здание использовалось в качестве городского Дворца бракосочетаний. После строительства нового здания Дворца бракосочетания особняк в достаточно изношенном (почти аварийном) состоянии в 1982 году был передан на баланс Управления культуры и искусств Киевского исполкома. В тот период Управлением были выделены средства для разработки проекта реставрации здания и проведения ремонтных и реставрационных работ.

Жены и детей у Могилевцева не было. Для кого же строил он дом, да еще и нежилой? Народная молва гласит: особняк строился для тайных встреч со знатной и, как того требуют рыцарские романы, замужней дамой. Эта версия вполне правдоподобно объясняет богатую стилистику особняка, каждая из комнат которого выполнена, так сказать, в угоду возлюбленной в стилях барокко, ренессанс, русский модерн, классицизм, мавританский, а лестница — классический представитель ампира.

Особняк строился для торжественных приемов и времяпрепровождений

Но есть и другая версия, более утилитарная: особняк строился для торжественных приемов и времяпрепровождений, между которыми обсуждались и дела государственной важности, поскольку Могилевцев многие годы избирался гласным городской думы, директором-казначеем городского кредитного общества, председателем киевского биржевого комитета.

Анфиладная, то есть сквозная, планировка как нельзя лучше подходила для приемов: за каждой дверью гостей ждала смена стилей, а значит, и впечатлений. Важные персоны поднимались по белоснежно-мраморной лестнице, кованое ограждение которой выглядело лаконично и даже воинственно. Выполненные по особой технологии пескоструйные витражи, чем-то напоминающие современное матовое стекло, создавали легкий полумрак. Строгость ампира прерывалась игривостью арабесок Мавританского зала.

Восточная вязь переходила в нежное французское барокко Белого парадного зала, либо сменялась на бордо ренессансной столовой. К слову, в последней была потайная дверь, которая предназначалась для челяди: чтобы под ногами у господ не путалась. Трапеза обычно заканчивалась клубами по интересам: барышни — налево (в будуарную комнату в стиле модерн), юноши — направо (в курительную с балконом и лестницей в палисадник).

Зал в стиле модерн примечателен этническими орнаментальными мотивами

Зал в стиле модерн примечателен этническими орнаментальными мотивами: в настенной живописи соседствуют полуэкзотические цветы и маки. На витражах ирисы (излюбленные цветы модернистов) граничат с васильками.

Реставрация здания началась еще в 1983 году. Буквально через две недели после Мариинского дворца реставраторов перекинули на «Шоколадный домик». Особняк был на балансе Совета Министров, и готовили они его «под себя», но ко власти пришел известный своими проверками Андропов, и реставрацию экстренно свернули. К этому времени в Киев приехал знаменитый гроссмейстер Карпов. Он и пожаловался Щербицкому: дескать, шахматных секций в городе не хватает. Щербицкий распорядился отдать особняк под одну из них.

И вот новая реконструкция. Причем, те, кто ее проводит, стремятся как можно точнее восстановить былую роскошь особняка Могилевцева. Вот старое зеркало. Перед ним, между прочим, еще Могилевцев красовался. Если присмотреться, то в обрамлении увидите лепные головы овнов — есть сведения, что под этим знаком родился Могилевцев. А подоконники резные в Русской комнате? При реставрации приходится сталкиваться с былью и легендами. Мол, была в этом доме полумифическая комната в японском стиле… А в Белом зале располагалась коммунальная квартира работников академии наук… Богатую же библиотеку Могилевцева сожгли большевики… Русский зал Каганович приказал перекрасить в черный цвет…

Грандиозные планы

Но пока историки и искусствоведы разбираются, где быль, а где небыль, «Шоколадный домик» продолжает манить к себе посетителей. А те, кто занимается его возрождением, вынашивают грандиозные планы. И открытие полноценной картинной галереи, детской школы и музея — один из них.

Юрий Вакуленко

Номинально детская картинная галерея в этом домике находится уже около 10 лет, но фактически он стоял пустой, — рассказывает директор Киевского музея русского искусства Юрий ВАКУЛЕНКО. — Кроме галереи, здесь будет школа детского эстетического воспитания и музей частных коллекций. Также в домике планируют сделать музей одной картины. Сюда будут привозить какое-то знаменитое творение и устраивать тематические диспуты, показывать фильмы. Надеюсь, даже Джоконду из Лувра привезем! Нам осталось привести в порядок около 20% помещений. К Евро-2012 справимся.

Для экскурсантов открыли еще одну ранее закрытую комнату

Да, если раньше за 5 гривен без экскурсовода можно было пройти лишь в «Белый», «Новорусский» и зал в стиле модерн, то теперь еще и в бывшую курительную комнату. Раньше здесь встречали гостей — стояли шикарные диваны, столики. По легенде, сподвижник Сталина Лазарь Каганович якобы обустроил себе здесь шикарную ванную. Но документальных тому подтверждений нет. А раз в неделю в домике проводят экскурсию по всем восьми комнатам. Стоит она 20 гривен, но для этого должна собраться группа из не менее 15 человек. Параллельно мы пытаемся вернуть некоторые детали здания, которые во время реставрации отбыли на хранение в разных направлениях. Например, ограждение балконов, детали архитектурные — внутренние и внешние. Пытаемся найти следы четырех витражей, которые, по нашим сведениям, были изготовлены, но не оплачены государством и потому ушли в другое место. Изучаем мы сейчас и паспорт здания, чтобы понять, какой же его родной оттенок: судя по записям, он был скорее цвета горького шоколада, а сейчас красно-коричневый. Так, наш музей русского искусства долгое время красили в голубой цвет, но когда мы нашли старый паспорт здания, подняли архивы в библиотеке, то выяснили, что фасад должен быть серо-зеленым. Но со временем он, видимо, выгорел до голубого оттенка и его стали подкрашивать по аналогии. Думаю, с «Шоколадным домиком» та же история.

Как скоро завершится реставрация?

Об окончании реставрации и воссоздания первозданного облика домика в ближайшее время не может идти и речи. Работы не финансируются. Вот и приходится искать меценатов и спонсоров, которые захотели бы выложить энную сумму на благое дело. В реалиях сегодняшнего дня мы понимаем, что даже если найдем финансирование на большой реставрационный проект, то «Шоколадный домик» снова закроется лет на десять. А этого допустить нельзя. Так что будем проводить «точечную» реставрацию и поэтапно восстанавливать зал за залом. В наших планах — глобальные проекты. Помимо открытия на первом этаже детской художественной школы, учебных классов, здесь разместится музей частной коллекции. И, конечно же, музей одной картины, под который отдадим отдельный зал. Поначалу произведения из Русского музея, потом украинские, а со временем и зарубежные шедевры будут гостить здесь в течение года. А у любителей искусства появится возможность пообщаться тет-а-тет как с самим произведением, так и с историей его создания. Такой диалог зрителя с одной картиной — интересная форма работы. В России есть только один подобный музей — в Пензе.

Уходя из «Шоколадного домика», не мог отделаться от мысли, что непременно еще приду сюда. Приду на встречу с историей и прекрасным. За тот час, что я пробыл в «Шоколадном домике», по залам провели экскурсию для школьников младших классов, а потом подошла большая группа пенсионеров. Как говорится, прекрасному все возрасты покорны. Тем более, если прекрасное — рядом.

Алексей ПЕТРУНЯ, журналист.

источник

Оцените статью
Добавить комментарий