Национальный музей украинского народного декоративного искусства

Национальный музей украинского народного декоративного искусства Музеи
Booking.com

 Украинская писанка

Народное рукоделие —
соломенная лошадка с жеребенком 

Изделия гончарного искусства

Адрес: г. Киев, ул. И.Мазепы, 21.

Телефон: +38 (044) 280-13-63.

Выходные дни: вторник.

Этот музей – один из самых больших художественных музеев Украины. Он также входит в комплекс музеев на территории Киево-Печерской лавры, занимая занимает бывшие митрополичьи покои и прилегающую домовую Благовещенскую церковь.

История музея начинается с 1899 г

История музея начинается с 1899 г как одного из отделов созданного в том году Городского музея древностей и искусств (ныне это – Национальный Художественный музей Украины). В настоящее время музейную коллекцию составляют свыше 75 тыс. произведений народного и профессионального декоративного искусства Украины от ХV в. до наших дней.

В экспозиции музея, которая занимает площадь 1500 кв. м., представлены все виды народного искусства Украины: ковроткачество и ткачество, вышивка, керамика, резьба и роспись по дереву, художественная обработка кожи, рога и металла, стекло, фарфор, роспись пысанок, народная живопись и иконопись. Гордость и украшение коллекции — образцы украинского народного костюма ХІХ и начала ХХ ст. со всех регионов Украины.

Раритетами музея являются деревянный резной крест в серебряной оправе, изготовленный в 1576 г., глиняные изразцы ХV — ХVІІІ ст., казацкие трубки и пороховницы ХVІІІ — ХІХ ст., шелковые тканые пояса ХVІІІ в., церковное шитье ХVІІІ ст., изделия ведущих фарфоровых и фаянсовых предприятий Украины ХVІІІ — ХІХ в.

Помимо этого, в музее хранится самая большая в Украине коллекция картин всемирно известной художницы Марии Приймаченко (1909-1997) — свыше 500 композиций в неподражаемом, самобытном стиле народного примитивизма. Не менее ценна и коллекция другой выдающейся художницы — Екатерины Билокур (1900-1961), входящая в золотой фонд украинского искусства.

Пороховница (ХVІІІ ст.)
и люлька (нач. ХІХ ст.).

Фрагмент раздела экспозиции
«Художественное стекло ХV – начала ХХІ ст.»

Композиция «Музы забавляются».
М. А. Галенко, 2008 г.


Заслуженный работник культуры Украины директор музея Адриана ВЯЛЕЦ

«МЫ СОХРАНЯЕМ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД НАЦИИ»

Адриана Вялец

Адриана Феодосиевна ВЯЛЕЦ – человек обаятельнейший. Побеседуешь с нею и думаешь: таким и должен быть настоящий музейщик — дабы без сухости, без ветхой пыли, которой подчас веет на нас от слов «музейный работник», поведать об истории каждой вещицы, о подлинных коллекционных раритетах, о живущей в здешних стенах душе. В общем – о гении музейного места и гордости своей работой. А гордиться есть чем.

Музей украинского народного декоративного искусства, что под ее началом, недавно получил статус «Национального». И верно – здесь, в древних лаврских стенах, «живет» не только музейная экспозиция, но и работает большой научный центр. Альбомы, сборники, монографии – 77 тысяч экспонатов хранит музей: поле для исследований немереное. Здесь — крупнейшие коллекции работ Марии Примаченко и Катерины Билокур, собрания ценнейших предметов народного быта и подлинный праздник народной фантазии. Традиционный костюм, стекло и керамика, рушники и пысанки, казацкие трубки и роспись по дереву, фарфор и народная живопись… Только человеку, глубоко влюбленному в свое дело,  под силу разобраться в этих сокровищах…

Музей имеет давнюю историю – коллекции еще с позапрошлого века собираются

Мы происходим от единого «корня» с Национальным музеем украинского искусства и Национальным музеем истории Украины. Шутим даже: дескать, почти как три братских народа – российский, украинский и белорусский.

В 1899 году была основана первая коллекция новосозданного киевского музея древностей и искусств, с 1904-го ставшего Художественно-промышленным и научным музеем. Огромны заслуги в создании коллекций знаменитых этнографов и музейных энтузиастов Николая Беляшевского и Даниила Щербаковского, собиравших первые экспонаты по украинским регионам.

Вот от этих первичных шагов мы и ведем летопись своей коллекции. Ко времени начала Второй Мировой войны наше собрание уже начитывало 52 тысячи предметов. С 1954 года народное декоративное искусство было выделено в отдельное собрание, а с 1964-го это собрание стало отдельным музеем, переехав в нынешнее помещение – бывшие митрополичьи лаврские покои с домовой Благовещенской церковью.

Ныне экспозиция музея занимает 1400 квадратных метров, на которых представлены все виды украинского народного искусства. Экспозиция имеет как бы два «крыла»: традиционное народное искусство и профессиональное искусство народных промыслов. Здесь можно проследить историю развития украинского народного искусства в течение последних полтысячи лет. Самые древние экспонаты, наши раритеты, относятся к ХV веку. По сути своей, большинство предметов в экспозиции – это предметы народного быта, домашнего обихода, превращенные руками талантливых народных мастеров в высокохудожественные произведения искусства. Каждое такое произведение имеет свои региональные особенности и пользуется всеобщим интересом.

 

Девичья и женская одежда (конец ХІХ – начало ХХ века. Средняя Надднепрянщина)

О коллекциях более подробно

В одной беседе сделать это практически невозможно: о каждом отдельном собрании можно говорить часами. Вот почему истинные почитатели отечественной старины наведываются к нам не один раз. К слову сказать, ежегодно к нам приходит более 80 тысяч посетителей.

Гордимся каждым предметом, который хранится у нас, вне зависимости от времени его изготовления. Без преувеличения, здесь вы можете увидеть уникальные образцы народного искусства со всех уголков Украины. Красотой неописуемой считаю комплексное собрание народной одежды ХІХ – начала ХХ веков. Будучи предметом более чем повседневного обихода, каждая такая вещь в те времена была все-таки произведением искусства, во что народные мастера и мастерицы вкладывали свою душу. Обратите внимание: в народной одежде в едином художественном ансамбле объединены искусство кроя, ткачества, вышивки, аппликации, набойки, плетения… Женская одежда при этом украшалась также бисером, кораллами, монетами-«дукачами», а те, кто побогаче, могли позводить себе и венецианское ожерелье. Все эти «розкоші» тоже есть в нашей коллекции.

Весьма интересна коллекция художественной резьбы и росписи по дереву. Она – одна из старейших, возникла из того самого первого собрания 1899 года, сегодня в ней насчитывается более 5 тысяч произведений ХVI — ХХ веков. Это самые разнообразные по форме, назначению и отделке изделия: архитектурные детали жилых и хозяйственных построек — косяки, оконные наличники, балки; предметы народного транспорта — спинки повозок и саней, дуги, ярма; мебель — сундуки, столы, скамейки, стулья, шкафы, полочки; еще — посуда, пряничные доски, детские игрушки, кресты, подсвечники и т.д.

Народные мастера никогда не производили предметов не нужных, не функциональных. Все, что выходило из-под умелых рук с помощью топора или резца, было жизненно необходимо и создавало определенную предметную среду, в которой жила крестьянская семья. Самый простой предмет, изготовленный из дерева, даже ничем не орнаментированный, уже красив по своей форме, в нем на удивление умело переданы естественные свойства материала — разнообразный цвет и узор древесины. А если уж был такой предмет украшен орнаментом — резным или рисованным – то простая миска сразу же  становилась настоящим произведением искусства. Наиболее полно у нас представлен материал XVIII — начала ХХ веков: именно в это время деревообработка на территории Украины развивалась почти повсеместно.

Музей владеет небольшой, но уникальной коллекцией росписи по дереву ХVIII-ХІХ столетий. Яркими орнаментальными композициями покрывали посуду, шкафы, полочки, особенно — свадебные сундуки, которые, как известно, играли  в жизни крестьянской семьи весьма значительную роль. Редкими и ценными являются казацкие трубки-«люльки» XVIII века, резные и расписные деревянные кресты ХVI — начала ХХ веков.

В Ивано-Франковской области, например, непревзойденными мастерами в этом деле были члены семьи Шкрибляк-Корпанюк. В оформлении своих изделий они применили технику инкрустации разноцветными породами дерева, металлом, бисером или перламутром. Музей обладает также большим количеством произведений народных мастеров второй половины ХХ века. Весомое место в коллекции занимает народная деревянная скульптура, которая представлена произведениями П. Верни, В. Свида, А. Штепы, М. Миняйло, В. Сухорских. Имеем солидное собрание керамики — 14 тысяч произведений представляют  пять последних веков. У нас можно увидеть работы всех главных центров гончарства Украины – Опишни, Дыбинцева, Адамовки, Смотрича, Косова.

Настоящим сокровищем музея является деревянный резной крест 1576 года

Настоящим сокровищем музея является деревянный резной крест 1576 года – старейший в коллекции и датированный предмет. Как правило, наши древнейшие предметы имеют церковное происхождение: антиминс знаменитого митрополита Петра Могилы, датированный приблизительно 1633 годом, панагия ХVI века, скульптура «Архангел Михаил» XVIII столетия, предметы церковного шитья ХVI-XVIII веков.

Очень ценные  вышитые полотенца разных регионов Украины, самые старые из них атрибутированы ХVІІІ столетием. Приспособленные для христианских культовых нужд, однако ведущие свои корни от сплава языческой и христианской символик, эти полотенца были неотъемлемой деталью церковного и крестьянского обрядового бытия.

Уникальна  коллекция фарфора и фаянса. Она насчитывает около 6 тысяч предметов, в их числе — собрание произведений Киево-Межигорской фаянсовой фабрики и Волокитинского фарфорового завода.

Если говорить о художественном стекле, то среди боле 4 тысяч экспонатов не останется незаметной подборка старого, гутного стекла, изготовленного по технологии, которая применялась до середины XIX века.

 

Фрагмент раздела экспозиции «Художественное стекло ХV – начала ХХІ ст.»

Основным способом производства в те времена были стекольные мастерские – гуты

Это небольшие полукустарные предприятия, на которых варили стекло и изготавливали разнообразную посуду. Подавляющее большинство произведений из такого стекла относится к XVIII — XIX векам. В большинстве своем это изделия черниговских, волынских, киевских и полтавских гут.

Вы можете познакомиться также с предметами искусств российской и белорусской культур. Огромную ценность представляют пояса из Беларуси, точнее — из округи города Слуцка. Их орнамент мы позаимствовали даже при оформлении альбома о нашем музее. К числу знатных творений белорусских мастеров относится и серебряный кубок, изготовленный для князя Михаила Корибута-Вишневецкого в 1731 г. в гуте Налибоки. Есть у нас и расписной крест Строгановской школы ХVI столетия – это уже образец российского искусства.

Привлекают внимание казацкие пороховницы

Изготовление пороховниц было в свое время особым промыслом, мастерством, развитым на наших землях на казацких традициях. Большинство пороховниц традиционно изготовлялось из рогов животных и украшалось гравировкой. Для выразительности в узорные углубления втирали смолу или сажу. Орнамент украинских пороховниц поражает своей изысканностью, иногда в декоре даже прослеживаются черты, схожие с книжной гравюрой, особенно развитой в ХVII — ХVIII веках.

Небольшую, но заметную группу составляют пороховницы, выполненные из рога быка. Они темного цвета, плоские, имеют слегка загнутую форму. Узкий конец часто заканчивается резьбой головы рыбы или утки. В музейной коллекции есть совершенно необычная и весьма интересная пороховница: она изготовлена из дерева и покрыта… окаменевшей кожей змеи.

Какие из музейных экспонатов имеют самую необычную историю?

Чем предмет древнее, тем больше энергии в нем накоплено, тем больше он интереснее для изучения, тем большую ценность представляет. У нас много предметов из старых помещичьих усадеб, изготовленных украинскими народными мастерами, по большей части – крепостными.

Вот, например, обивки сидений дивана и стула, вышитые бисером более 200 лет назад для знаменитой черниговской усадьбы Качановка рода Тарновских. А вот скатерть, вышитая по случаю приезда в Глухов последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского в 1760 году – свидетельница целого периода в украинской истории. У нас хранится спасенный от разграбления большевиками ковер из захоронения другого гетмана – Даниила Апостола, чей склеп в Сорочинцах подвергся поруганию в 1930-х. А погляди-ка на произведения казацкой эры – на те же люльки и пороховницы, шелковые златотканые пояса, которые носили богатые мещане и старшины в ХVIII веке…

В музее хранится самая большая коллекция работ знаменитой художницы Марии Примаченко

В нашем музее 630 ее произведений – самая большая подборка в стране. К сожалению, выставляем только полтора десятка, на большее не хватает площади. Обширную выставку, посвященную Примаченко, мы проводили в 2009-м, когда отмечали 100-летие Марии Аксентьевны. Наша коллекция охватывает главный период творчества мастерицы – с 1936 по 1987 годы. Уже в первых работах, написанных в середине 1930-х, можно увидеть удивительный «примаченковский» стиль – это мир фантастических существ, крылатых лошадей, птиц и цветов. В 1960-80-х, когда Примаченко уже рисовала не на белом, а на цветном фоне, ее работы становятся все более вычурными, необычными, но сохраняют ту уникальную стилистику, которую невозможно описать – ее нужно видеть, прочувствовать и, наверное, иллюстрировать этими рисунками сказки и альбомы об Украине. Ведь Мария Примаченко, быть может, как никто другой, воплотила в своем творчестве самобытность украинского народного искусства.

Выдающаяся украинская художница  Катерина Билокур тоже ведь  представлена в музее

Мы храним 38 ее картин. Я часто думаю о феномене творчества этой женщины. Простая крестьянка всю жизнь рисовала, в основном, цветы. А как посмотришь на ее полотна – и понимаешь, что до сих пор никто лучше сделать такого не может. Не в обиду нынешнем мастерам, но это признание  гениальности Билокур. Она ведь сама даже кисточки себе изготовляла, чувствовала их, как живых. Мы ежегодно организовываем вечера памяти Катерины Билокур. В такие дни поднимаем из фондов все ее работы.  Это какое-то особенное, непередаваемое ощущение пребывания в ее неземном цветочном саду – одновременно и нашем, украинском, и совершенно необъятном, вселенском. Такое чувство может вызвать только поистине великий мастер.

Музей всегда должен быть живым организмом

Мы отслеживаем творческий процесс в Украине, составляем своего рода «карту» художественной жизни страны. Очень хотим, чтобы нас чаще посещали школьники, чтобы собранное нами культурное наследие использовалось учебными заведениями, чтобы дети, глядя на такие образцы традиционной отечественной  культуры, могли лучше понять свою историю и культуру, больше ценить свое национальное наследие.

Для того и проводим мастер-классы, скажем, по росписи пысанок и лозоплетению, по искусству бумажной резьбы – «витинанки» —  декоративной росписи.  Если говорить о  выставках, то проводим систематически более 20-ти в год. А еще – круглые столы, научные конференции, издательская деятельность. За всем этим – большая, обширная  научная работа. На базе музея действует мощный научно-исследовательский центр по изучению всех аспектов народного творчества. Не случайно ведь музей стал  «Национальным».

Хочу, чтобы народное искусство не казалось нынешнему поколению, нынешнему времени чем-то далеким или, упаси Боже, отсталым. Нынче, когда царствует масс-культура, наша работа хранителей и просветителей становится тем  более важной. Хочу, чтобы все мы больше знали о своих корнях, ценили память и мастерство прошедших времен. По большому счету, мы храним генетический код нации. Нужно лишь прийти сюда, увидеть все эти сокровища и  приобщиться к ним.

Беседу записал Павел КОВАЛЕВ, журналист.

источник

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий