Музей «Кирилловская церковь – памятник архитектуры XII века»

Кирилловская церковь Музеи
Booking.com

Кирилловская церковь

Богоматерь Михаила Врубеля

Алтарь в Кирилловской церкви

 

Адрес: г. Киев, ул. О.Телиги, 12.

Телефон: +38 (044) 435-11-26.

Выходные дни: пятница.

Уникальность этого храма – в его подлинности. После Софийского собора это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в подлинных стенах и, в придачу, сберегший древнерусскую живопись. Вокруг храма разворачивались трагические события многих столетий, самые тяжелые их которых пришлись на ХХ век, но кирилловская церковь на холме стоит незыблемо, сохраняя свою гордую «осанку» храма-крепости. Можно сказать, без преувеличения, что об нее буквально «разбиваются века».

Фрески древнерусских мастеров сочетаются с работами Михаила Врубеля, чью Богоматерь сравнивают с Сикстинской Мадонной. В церкви трудились и выдающиеся украинские живописцы И. Ижакевич и М. Пимоненко. Синтез различных культур и школ живописи составляет одну из особенностей художественного украшения кирилловского храма.

Храм был усыпальницей одного из родов древнерусских князей

Храм был усыпальницей одного из родов древнерусских князей. Древнерусская архитектура «читается» в храме, как в книге. Реставрации ХVІІ-ХVІІІ веков внешне придали ей черты украинского барокко, но основа и план Кирилловской церкви сохраняется с XII столетия. Впечатление огромности внутреннего вида церкви достигается верно найденным масштабом, а также стилем и размером фресковых изображений.

Всего сохранилось до 800 кв. м древнерусских фресок, не имеющих аналогов ни в одном из памятников православного мира. Здесь, впервые в древнерусских храмах XII в., написан «Страшный суд». Особенного внимания заслуживает цикл жития святых Кирилла и Афанасия Александрийских. Подлинным шедевром является оригинальная по интерпретации фреска «Ангел, свивающий небо».

Михаил Врубель написал для храма, помимо изображения Богородицы, фрески «Сошествие Духа Святого», «Евхаристия», «Въезд Христов в Иерусалим», «Благовещенье», «Сретение» и изображения апостолов Петра и Павла. Эти произведения — первые самостоятельные работы выпускника Санкт-Петербургской академии, с которых и началась популярность Врубеля.


Ирина Марголина

Заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская» Ирина МАРГОЛИНА

«КИРИЛЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ЕЩЕ НЕ ОТКРЫЛА
ВСЕХ СВОИХ ТАЙН»

Когда душа или простое любопытство позовут вас в Кирилловскую церковь, то знайте: заходить в храм надо будет по ступенькам вниз, где-то на полметра ниже того уровня, где обычно ходят горожане и ездит городской транспорт. Следовательно, сойдя к порогу церкви, вы сразу окажетесь… в XII веке. Т.е. спуститесь на тот культурный слой рельефа, на котором стояли древний Киев и его окрестности.

Спускаясь и поднимаясь этими ступеньками «миллион раз», Ирина Марголина за много лет выстроила и собственные карьерные ступеньки: начинала научным сотрудником в этой древней культурной достопримечательности, защитила кандидатскую диссертацию, ныне – заместитель генерального директора Национального заповедника «София Киевская», в структурный состав которого входит и Кирилловская церковь.

Я действительно преодолела там все ступеньки в прямом и переносном смысле, – рассказывает Ирина Евгеньевна. – Сначала казалось, что знаю о Кирилловской церкви все. Но со временем, все глубже погружаясь во времена наших предков, поняла: Кирилловская церковь таит в себе еще очень много такого, чего я не знаю. Осознала: надо куда-то идти и собирать сведения, знания. Поразили и уже первые походы за теми знаниями в библиотеку: исследователи, работавшие и продолжающие работать вокруг «моего» храма, как и я, не знают очень-очень многого!

Кирилловская церковь. Западный фасад. Современный вид

Почему церковь назвали в честь Кирилла Александрийского?

Оказывается, исследователи расходятся в ответах даже на такой, казалось бы, «поверхностный» вопросик. Обратила внимание и на другое: храмовые фрески окончательно и достоверно не исследованы… Значит, все это надо непременно выяснить! Но, чтобы дать аргументированные ответы, нужно было выстроить определенную концепцию и доказать ее. Поэтому обратилась к историческим источникам, архивным документам. Пожалуй, еще сама толком не осознавая этого, начала своеобразный комплексный подход к изучению памятника. До сих пор его изучали порознь архитекторы, искусствоведы, археологи… Я же собрала воедино все результаты их исследований, сравнила, систематизировала. Словом, взглянула на Кирилловскую церковь с культурологической точки зрения.

Знаете, когда с уважением и любовью обращаешься к этой достопримечательности, то она с удовольствием отвечает на все поставленные тобой вопросы. Она сама несет в себе всю информацию, нужно только уметь прочесть ее – через фрески, архитектуру, потайные ходы… Кстати, в церкви есть очень интересный потайной ход, аналогов которому нигде в мире нет: в южной апсиде проложен лаз в стене с выходом над иконостасом. Зачем? Многие исследователи задавались этим вопросом. Я же нашла собственный ответ…

Кирилловская церковь до сих пор во многом остается для нас загадкой. Она еще не открыла всех своих тайн.

 В чем кроется уникальность Кирилловской церкви?

Прежде всего – в ее аутентичности. После Софии Киевской это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в собственных стенах. Церковь основана в XII веке и, к счастью, сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Почти полностью сохранен с древнейших времен интерьер. На стенах – 800 квадратных метров фрески XII века с уникальными сюжетами, некоторых из них не имеет ни один из древних сакральных памятников монументальной живописи мира. То есть, такие фрески есть только в Киеве и только в Кирилловской церкви. Кроме того, в храме – работы выдающегося русского художника Михаила Александровича Врубеля. Наверное, это единственные в жизни живописца монументальные росписи, вместе существующие в таком качестве и в таком количестве.

А еще – работы украинских художников XIX века. Они имеют большую ценность. Именно теперь начинаем тщательно изучать тот период. Ведь в первые годы существования музея «Кирилловская церковь» акцент делался на фресках и работах Врубеля. Без внимания оставались наработки украинских художников. Поэтому сейчас наверстываем упущенное.

Ф. Солнцев. Кирилловский монастырь возле села Куреневка.
Акварель. 1843
Кирилловская церковь. Интерьер

Как удалось сохранить этот уникальный памятник культуры до наших дней?

Основная «заслуга» в этом – в самом храме, его архитектуре, месте расположения… Но чрезвычайно важно то, что Кирилловская церковь очень вовремя стала музеем.

Напомню, что с 1965 года храм, как филиал, входит в состав Национального заповедника «София Киевская», с 1994 года – становится его отделом. А собственно музеем Кирилловская церковь значится еще с 1929 года, в прошлом году отмечалось 80-летие этого музея. Именно 1929-й стал знаменательным и определяющим в современной истории храма: в ту пору, когда массово уничтожались памятники сакральной культуры, сам факт объявления Кирилловской церкви музеем стал для нее спасением. Хотя в 1936 году все же была уничтожена колокольня Кирилловского монастыря.

Может, посягать на существование храма не было особого смысла еще и потому, что Кирилловская церковь как была, так и остается до сих пор в определенных окрестностях древнего Киева. Между тем, известно, власть активно посягала, скажем, на Михайловский собор или Софию – они располагаются в центре города, а потому на месте этих уникальных памятников должны были находиться правительственные учреждения.

Как Кирилловская церковь «спряталась» именно здесь, на окраине древнего Киева?

Так решил князь Всеволод Черниговский, а впоследствии уже и Киевский – после того, как силой взял город в княжение в нем Вячеслава, в 939 году. Именно на этом Дорогожицком плацдарме происходили бои за Киев, именно здесь, как пишет исследователь Закревский, земля была кровью полита, костьми устлана. Однако, зайдя в Киев, Всеволод как великий стратег понимал: он взял не свое, поэтому и другие князья тоже пойдут на него, скорее всего со стороны Дорогожичей – лучшего плацдарма для наступления. Что в такой ситуации надо сделать? Укрепить плацдарм. А как? Построить на нем церковь-крепость. Поэтому Кирилловская церковь – не просто сакральное сооружение, она с самого начала выполняла двойную функцию: сакральную и фортификационную. Поэтому храм имеет очень прочные стены. А на втором этаже – еще и окошки, очень похожие на бойницы. Словом, есть все признаки того, о чем в разное время писали исследователи: церковь-крепость, она стала логичным шагом Всеволода к укреплению окрестностей Киева.

Церковь основана на далекой окраине древнего Киева

Церковь действительно основана на далекой окраине древнего Киева, которую люди называл Дорожичамы или Дорогожичами. Почему такое название? Здесь сходились многочисленные пути-дороги. Они были непростыми, поскольку стояли «на жиче» – на болоте, значит. Отсюда и название – Дора-жичи, Дорого-жичи. Но нашим предкам хватало здравого смысла, они хорошо разбирались в том, где и как ставить такое сооружение, как Кирилловская церковь. То есть непосредственно «на жиче» ее никто не поставил бы. Храм возведен, как видите, на склоне, а склон состоит из лёссового грунта. В основном вся северная часть Украины стоит именно на такой почве. Ничем плохим ни для сакральных зданий, ни для других сооружений лёсс не угрожает. Поэтому и Кирилловской церкви еще стоять и стоять в веках.

Святой Кирилл учит царя.
Житие святых Кирилла и Афанасия Александрийских.
Фреска XII в. Южная апсида
Ангел, заворачивающий небо в свиток. Страшный Суд.
Фреска XII в. Восточный пилон южного столба нартекса
Игумен Иннокентий Монастырский.
Темпера XVII века Южная нава
Х. Платонов. Крещение Христа. XIX в.
Юго-западная стена трансепта
М. Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов.
1884 г. живопись маслом. Потолок хор
М. Врубель. Богоматерь с младенцем. 1885 г.
Цинкова пластина, масло, позолота

Однако после прошлой войны, когда исследовалось состояние этого памятника, известный украинский архитектор Холостенко заметил: по центральной апсиде храма насквозь прошла огромная трещина. Взялись выяснять причину: осмотрели фундамент, подняли архивные документы, провели определенные исследования. И выяснилось: церковь стоит на пещерах. Они похожи на пещеры Киевской лавры, однако значительно шире…

По этому поводу сохранились воспоминания еще одного из исследователей – Зимина. К пещерам его завел с северной стороны храма надзиратель Кирилловской церкви. Зимин пишет: мы зашли в пещеры, там стояли гробы, как и в лавре, однако они стояли не вдоль прохода, а поперек; мы прошли метров 20, дальше стояли скрещенные балки, поддерживавшие потолок, и еще дальше идти не решились… Вот и вся информация. Единственное натуральное свидетельство. Я очень много искала хоть какие еще воспоминания о пещерах. Упоминают также о них археолог Самайловский, академик Толочко… Но они лишь называют факт существования самих пещер, однако никто другой, кроме Зимина, не описывает, как именно выглядят храмовые подземелья. Следовательно, никто, кроме Зимина, не заходил в эти пещеры. Может, после войны уже не было туда входа, возможно, возникли иные трудности. Пусть там как, но уже после Холостенко – после его послевоенных исследований, входы в пещеры забили камнями, замуровали. Дорогу к ним сегодня уже не знает никто. Из всего этого лично я делаю только такой логический вывод: пещеры Кирилловской церкви, действительно, похожи на лаврские, однако значительно шире, ведь гробы в них стояли поперек прохода, а не вдоль, как в лавре.

Как под храмом появились пещеры?

В летописях точных свидетельств на этот счет нет. Существуют лишь научные предположения. Одно из них ссылается на то, что на здешнем месте постоянно стояли лагерем какие-то войска. Грунтовой лёсс, о котором я упоминала выше, очень благоприятен для того, чтобы в нем обустроить определенное помещение. Пещеру, например. Если здесь стояли войска нападавших или оборонявшихся, то они могли вырыть для себя пещеры – убежища, бытовые помещения… Кое-кто другой предполагает, что пещеры – это стоянки первобытного человека. А уж когда на этом месте построили церковь, а возле нее – еще и монастырь, то монахи стали использовать старые пещеры для собственных нужд, прорывали между ними новые ходы-сообщения.

Угрожают ли пещеры зданию храма?

Разнообразные исследования, проведенные для ответа на этот вопрос, свидетельствуют: пещеры не несут угрозы проседанию стен церкви или образованию трещин в них. Но мы пошли еще дальше –прибегли к комплексным мерам. Скажем, несколько лет назад сделали вокруг храма надежную гидроизоляцию. Понимаете, в XII веке Кирилловская церковь находилась на определенном уровне культурного слоя земли. Сегодня же мы заходим в нее по ступеням сверху вниз. То есть, фактически спускаемся с нынешнего – высшего – культурного слоя до уровня XII века, на 50-60 сантиметров ниже. Эта грунтовая разница, словно некий земляной пояс толщиной в 50-60 сантиметров окаймляет здание. Это означает также, что церковь «всасывает» грунтовые воды из этого самого почвенного пояса. Точнее, раньше всасывала. За счет меценатов сделана добротная гидроизоляция, а специальное устройство от еще одного спонсора, которое установлено внутри храма, теперь уравновешивает и контролирует естественную влажность наших стен.

Кстати, когда к нам недавно приезжали эксперты ЮНЕСКО, то практически на 100 процентов остались довольны состоянием Кирилловской церкви. Никаких претензий относительно возможных потенциальных угроз в буферной зоне или на склонах, где стоит храм, нам высказано не было.

Кирилловская церковь уже входит в зону интересов ЮНЕСКО

Мы номинировали ее вместе с Андреевской церковью в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, приобщив обе достопримечательности к «Софии Киевской» и Киево-Печерской лавре, которые уже давно занесены в охранный список ЮНЕСКО. Представлены необходимые документы, они положительно оценены в ЮНЕСКО, в общем согласуются с соответствующими канонами, подтверждены экспертными оценками. Рассмотрение же самого вопроса в ЮНЕСКО запланировано на 2013 год.

Можно ли сегодня назвать церковь сакрально-музейным сооружением?

Я бы сказала наоборот: музейно-сакральным. Потому что прежде всего Кирилловская церковь является государственным музеем, отделом Национального заповедника «София Киевская». А уже с 1995 года в ней возродились богослужения. Очень благодарны уполномоченным Московского патриархата, которые с большим пониманием и с доброй волей отнеслись к подготовке и подписанию нашего обоюдного соглашения о совместном использовании Кирилловской церкви. Достигнуто главное – соглашение благоприятно, прежде всего, для самого сооружения: молебны служатся только по выходным дням и в большие религиозные праздники, свечи в храме не зажигаются, чтобы не закоптить древние фрески, не вешаются лампады над иконами, которые написал Врубель. В таком щадящем режиме памятник может успешно существовать на наше общее благо.

Какие музейные работы проводятся нынче в Кирилловской церкви?

Первое и основное задание небольшого коллектива, который работает непосредственно в храме, – сохранить это место, чтобы оно еще долго служило людям. Стараемся, чтобы не было в его стенах активного движения трещин. Трещины там, конечно, есть, они и впредь будут появляться – как с годами появляются морщинки на нашем лице. Однако сегодня, слава Богу, нет их активного появления.

Ведутся систематические наблюдения за гидрогеологическими и геофизическими условиями жизни храма. Обезопасили чердак водостойким материалом, перекрыли крышу медью и покрасили ее в зеленый цвет. Такой цвет на куполах храмов, кстати, появился в XVIII веке – как символ возрождения Украины. Именно тогда, вспомните, возникло украинское барокко, начался общий подъем украинской культуры… Основной же клад Кирилловской церкви сегодня – ее монументальная живопись. Поэтому постоянно и тщательно проводится его реставрация.

А еще мы исследовали фундамент колокольни Кирилловского монастыря, которую – помните? – разрушили в 1936 году. Очень хочется возродить колокольню. В свое время она была построена по проекту Григоровича-Барского. Это – его жемчужина, первая попытка на территории Украины сделать три в одном: колокольня была собственно колокольней, при этом она была воротами и церковью. Есть уже даже проект возрождения. Дело за средствами…

Беседовал Владимир ТАРАСЮК, журналист.

источник

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий