Музей истории Михайловского монастыря

Музей истории Михайловского монастыря Музеи
Booking.com
Михайловский златоверхий монастырь Медный позолоченный горельеф архистратига Михаила

Экспозиция музея истории Михайловского монастыря

Музей истории Михайловского монастыря был создан в июне 1998 года – сразу после начала работ по восстановлению обители. Большое количество археологических находок требовали систематизации. Одновременно родилась и концепция музея: на примере истории уничтоженного монастыря показать судьбу культовых сооружений Киева в большевистскую эпоху.

Адрес Михайловского монастыря в Киеве

Адрес: ул. Трехсвятительская, 8

Телефон: +38 (044) 278-70-68.

Выходные дни: понедельник.

Уничтожение Михайловского собора является вершиной антирелигиозного варварства

Уничтожение Михайловского собора стало вершиной антирелигиозного варварства, и потому экспозиция делится на две части: нижний зал рассказывает о самом монастыре, о его роли в истории и культуре Украины, экспонирует бесценные находки из монастыря, верхняя часть экспозиции посвящена борьбе большевиков с памятниками религиозного культа, а также повествует об уникальной истории восстановления «с нуля» знаменитого храма.

Архитектура музея и экспозиция

В музее, находящемся в колокольне и примыкающем корпусе Варваринских келий, представлены макеты и изображения собора в разные исторические эпохи, строительные материалы, из которых он был возведен, фрагменты фресок и смальты, украшавших храм.

Значительную часть музея составляют находки, сделанные в ходе раскопок монастырской территории в 1994-99 годах. Центральное место среди них занимает сенсационная находка – шиферная резная плита с изображением святого воина. Плита датируется ХІ столетием. Другим экспонатом, найденным в буквальном смысле на свалке возле Киевского Художественного училища в 1956 г., стал медный позолоченный горельеф архистратига Михаила с главного фасада собора – чудесное произведение киевской школы 17-18 веков. Выставлены в музейном зале и серебряные Царские врата 1811 года, относившееся к главному иконостасу храма.

Музей украшают портреты киевских митрополитов, украинских гетманов, настоятелей и подвижников монастыря. В витринах – старопечатные издания и богослужебная литература 18 и 19 веков, показывающая историко-культурную роль монастыря и его главного собора.

На втором этаже музея, под колокольней, находится выставка, рассказывающая о трагедии собора и иных киевских храмов в 1930-х. После переноса столицы Украины их Харькова в Киев за пять лет было уничтожено более 30 церквей. В музее показаны фотографии разграбления и разрушения Михайловского собора, снятия его легендарных фресок, документы о «малой художественной ценности» собора, решившие судьбу храма. Стены выставочного зала увешаны изображениями погибших киевских святынь, большая часть которых уже не сможет возродиться. Мартиролог мужественных ученых, рискнувших встать на защиту храма перекликается с таким же мартирологом зданий, ставших жертвами красного похода против веры.

В этой же части экспозиции – проектные решения о воссоздании монастырского комплекса, документальная хроника возрождения одного из главных религиозных центров и архитектурных ансамблей украинской столицы.


Заведующая музея истории Михайловского Златоверхого собора
Наталья Селивачева

Заведующая музеем истории Михайловского Златоверхого собора Наталья СЕЛИВАЧЕВА

«В ВОЗРОЖДЕНИИ МИХАЙЛОВСКОГО ЗЛАТОВЕРХОГО СОБОРА
УЧАСТВОВАЛА ВСЯ УКРАИНА»

История Свято-Михайловского Златоверхого монастыря, который находится в сердце Киева, а именно − в верхней части парка «Владимирская горка», неотделима от истории утверждения христианства на Руси-Украине. Исследователи связывают основание древнего Михайловского Златоверхого монастыря еще с первым митрополитом Киевским Михаилом и крещением Киевской Руси князем Владимиром Великим в 988-992 гг, который сразу же после принятия новой веры приказал уничтожить всех языческих идолов и главное капище, некогда располагавшееся на этом месте. В древних летописях говорится, что «церковь св. Архистратига Михаила построил по той причине, что святой Архистратиг Михаил черта с неба скинул, и здесь он помог с горы черта в идоле бывшего сбросить». Летописцы подчеркивали, что Михайловский собор был посвящен не просто Архистратигу Михаилу, а чуду свержения предстоятелем небесных воинств Михаилом злого ангела.

Архистратига Михаила считали главным защитником в Византийской империи, − он был небесным покровителем императоров-полководцев и их армий. Неудивительно, что впоследствии этого «высшего ангела» назвали своим небесным покровителем и в Киевской Руси. А то место, которое было выбрано для строительства Михайловского Златоверхого напротив Софии Киевской, с которой он образует своеобразную духовную ось, − подчеркивая значимость и значение этого собора для Киева.

Михайловский Златоверхий собор (современный вид)

К сожалению, судьба Михайловского Златоверхого оказалась более драматичной, чем Софийского − выстояв почти 8 веков под натиском многочисленных врагов и времени, он был разрушен в 30-х годах прошлого века большевистскими безбожниками. Новая история Михайловского Златоверхого собора ведет отсчет с третьего тысячелетия, когда возрожденный храм был возведен на месте руин, восстав из пепла, как птица Феникс. Одновременно с восстановлением собора началось и возрождение Свято-Михайловского Златоверхого мужского монастыря, на территории которого был открыт музей истории Михайловского Златоверхого собора. Заведует этим музеем Наталья СЕЛИВАЧЕВА, которая ближе познакомит с историей создания и музея, и самого собора.

Вероятно, что на этом месте всегда стояли храмы, но были они деревянными, − рассказывает Наталья, − а вот первые достоверные метрические свидетельства об учреждении каменной церкви святого Архистратига Михаила найдены в летописи под 1108 годом, в которых говорится, что «заложена была церковь св. Михаила Златоверхая Святополком князем месяца июля в одиннадцатый день». В этот день отмечались годовщины смерти княгини Ольги, а князь, который упоминается в этом историческом документе как основатель Златоверхого монастыря, является прямым потомком первой киевской княгини − христианки. Это Святополк II Изяславович − внук Ярослава Мудрого, который построил в 1108-1113 годах монастырскую церковь, посвятив ее своему небесному патрону Архистратигу Михаилу.

Свято — Михайловский Златоверхий монастырь в начале ХХ века. Диорама в музее Панорама Киева с Михайловским Златоверхим монастырем. Хромолитография. 1911 год Михайловский Златоверхий собор. Фотография начала ХХ века

История возникновения Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве

Вообще, история возникновения Свято-Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве с давних времен была окутана множеством чрезвычайных и загадочных древних легенд и преданий, которые привлекали не только паломников и путешественников, но и исследователей и историков. В частности, одно из самых известных странных божественных чудес записано в Никоновской летописи XVI века под 1109 годом. Сообщается, что на Михайловской церкви появился неизвестная птица «величиной с Овна, и сияла всевозможными цветами, и песни непрестанно пела, и много наслаждения происходило от нее, и сидла на церкви шесть дней, и полетела, и никто никогда уже не мог ее видеть». Современники считали, что это был ангел, который в следующем году помог Святополку-Михаилу и Владимиру Мономаху победить половцев во время битвы на реке Сальнице. С тех пор, главный фронтон собора украсился позолоченным изображением Архистратига Михаила, который стал главным хранителем нашего города и всех киевлян.

Драгоценные находки из клада на Михайловской горе

Особую святость этого места и защиту чувствует и заведующая музея истории Михайловского Златоверхого собора Наталья Селивачева, которая считает, что ее судьба связана с собором не случайно. − У меня с этим местом связана своя особая история, − объясняет моя собеседница, − Еще будучи школьницей, я пришла сюда заниматься в спортивной школе, которая тогда находилась в помещении старинной трапезной. После того, как в 20-х годах монастырь перестал функционировать, все жилые помещения, где находились кельи монахов, были отданы под общежитие киевских студентов. А бывшую трапезную вместе с церковью Иоанна Богослова, с которой снесли купол с крестом, переоборудовали под спортивный зал, где работали различные секции. И вот там занимались спортом киевские студенты и школьники. Вспоминаю, что мне было очень неуютно в этом помещении, − поэтому вскоре перешла в другой спортзал. Тогда я даже представить не могла, что снова вернусь в это место через много лет, чтобы рассказывать другим об удивительной истории этой духовной обители.

Варварство советской власти в Киеве

Хорошо помню большой пустырь, который был на месте разрушенного собора, − вспоминает Наталья, − Советская власть планировала превратить город в образцовый правительственный центр социалистической Украины, которым должен был стать Киев после переноса столицы из Харькова в начале 1934 года. Разумеется, такой огромный храм отнюдь не вписывался в новые строительные перспективы советской столицы − поэтому его безжалостно разрушили. Тогда, в 30-х годах мало кто решался выступить против власти, но все же нашлись люди, которые встали на защиту Златоверхого собора, стараясь сохранить его от разрушения. В частности, это были очень известные ученые и настоящие патриоты Киева − Федор Эрнст, Ипполит Моргилевский и Николай Макаренко. Позже они были уничтожены, как и сам собор. Но благодаря их усилиям, ученым-искусствоведам удалось сфотографировать и изучить собор, а также снять наиболее ценные мозаики и фрески, которые были переданы в музейный городок в Киево-Печерской Лавре. Потом, к сожалению, большинство этих раритетных артефактов бесследно исчезли или были перевезены в музеи Москвы, Новгорода, Ленинграда (Санкт-Петербурга) и других городов СССР.

Разрушение Михайловского Златоверхого монастыря

Окончательное разрушение Михайловского Златоверхого монастыря началось в 1935 году, когда стали разбирать боковые купола собора, а летом 1936 года остатки древнего храма попросту взорвали. Колокольни монастыря к тому времени уже не существовало, ее разрушили несколько раньше. Итак, на бывшей Михайловской княжеской горе образовалась большая пустошь, которую так и не успели застроить правительственными зданиями, так как началась Великая Отечественная война. В таком виде эта местность существовала до начала 90-х годов прошлого века. А в 1995 году увидел свет Указ Президента Украины Леонида Кучмы о воссоздании выдающихся памятников истории и культуры и появилось распоряжение председателя Киевской городской государственной администрации Александра Омельченко о возрождении Успенского собора Киево-Печерской Лавры и Михайловского Златоверхого собора. Тогда уже на Михайловской горе работали археологи и ученые, которые исследовали древние фундаменты… Работы продолжались с 1992 по 1995 год и проводились Институтом археологии НАН Украины под руководством В. Харламова. Во время тех раскопок было обнаружено более 300 захоронений разного времени и найдено не одно сокровище. И среди тех, кто собирал, систематизировал и изучал эти замечательные находки и архивные документы, была и я.

Горельеф Архангела Михаила
с фронтона собора.
Чеканка, медь, золото. XVIII в.
Шиферная плита со святым всадником XI в. Царские врата из иконостаса.
1811 год

Возрождение Михайловского монастыря

Все происходило настолько быстро, что сейчас даже кажется невероятным. Я помню, что все делалось чрезвычайно слаженно, при том, что люди работали буквально день и ночь, потому что очень спешили… Всего за несколько лет был прделан огромный объем работ: пока археологи проводили соответствующие исследования остатков собора, − рядом отстроили колокольню высотой 49 метров в ее первозданном виде в стиле украинского барокко, после чего начались работы по строительству самого собора. Надо сказать, что в возрождении Михайловского Златоверхого собора участвовала вся Украина. Это и строители-реставраторы, которые приезжали из разных уголков страны, и материальная помощь, которая поступала отовсюду… Конечно, основные средства на восстановление собора выделило государство, но и было много тех, кто хотел приобщиться лично… Много денег переводили различные организации и меценаты чуть ли не со всего света − много жертвователей нашлось за рубежом в диаспоре. Затем, после восстановления собора, на одной из его стен − слева от входа − разместили большие мраморные доски, где указали все организации и персональных жертвователей, помогавших восстановить Михайловский Златоверхий. Собор был открыт в День Киева в 1998 году при участии патриарха Киевского и всея Руси-Украины Филарета, который освятил монастырь. С тех пор в Михайловском Златоверхом отмечают два храмовых праздника: 21 ноября в день Святого Архистратига Михаила и в последнюю субботу мая, когда киевляне празднуют день города.

Фреска начале XII в.
(Фрагмент орнаментального фриза).
Возвращено из Государственного Эрмитажа
в Санкт-Петербурге в 2001 году
Серебряная рака для мощей Святой Варвары Изображение на монастырской стене:
Святая Варвара исцеляет умирающего

С чего начинался музей истории Михайловского Златоверхого монастыря?

Музей был создан в 1998 году, как только отстроили колокольню − в ней было выделено две комнаты, где открылась экспозиция «Музей истории Михайловского Златоверхого собора». Ее основой стали архивные документы и фотоматериалы, на которых были зафиксированы исторические моменты разрушения и восстановления собора, а также археологические находки, которые были переданы археологами в музей. Прежде всего, строительные материалы, также фрагменты фресок, образцы смальты из стен, пола и драгоценные украшения XI-XIII веков, найденные в кладе на территории монастыря. Впоследствии, музейная экспозиция увеличилась до пяти залов, расположившихся в колокольне и прилегающем корпусе (Варваринских келий). Изюминкой экспозиции стала сенсационная находка − шиферная резная плита со святым всадником XI века, которая выставлена в первом зале музея. Еще одним знаковым экспонатом музея стал медный позолоченный горельеф Архистратига Михаила изготовленный в XVIII веке, некогда украшавший фронтон собора, а затем чудом уцелевший от уничтожения. Он был случайно найден в 1956 г. на свалке возле Киевского художественного училища профессором П. Жолтовским. Настоящим украшением экспозиции первого этажа стали серебряные царские врата 1811 года из главного иконостаса храма, которые в 20-х годах прошлого века вместе с другими сакральными вещами Михайловского Златоверхого собора были переданы в музейный городок в Киево-Печерской Лавре, а затем вернулись к нам.

Фрагменты экспозиции музея

Воровство советской властью ценностей монастыря

В 2001 году в Украину из России вернулись первые четыре фрагмента уникальных фресок XII века, которые были сняты со стен собора перед его разрушением. А еще через три года, в 2004-м, − в музей передали еще семь фресок киевского Михайловского Златоверхого собора. Во время войны фрески вывезли в Германию, а после 1945 года их вернули в СССР, но по необъяснимым причинам они попали в «Эрмитаж». Теперь эти старинные фрески также составляют украшение нашей экспозиции. Имена художников, которые создали мозаики и фрески Михайловского Златоверхого собора, неизвестны. Но ученые предполагают, что, вероятно, в работах участвовал древнерусский мастер Олипий (Алимпий) из Киево-Печерского монастыря. Чтобы сохранить фрески, ученым пришлось проявить настоящую изобретательность: роспись накрывали марлей и сверху накладывали гипс, а затем тонким лезвием, похожим на лобзик, отдельные фрагменты вырезали из стен. Понятно, что всех фресок спасти не смогли, но несколько таких фрагментов сняли.

Одной из величайших святынь Свято-Михайловского монастыря были мощи святой великомученицы Варвары. Их привезла сюда жена князя Святополка, как свое брачное приданое. Она была дочерью византийского императора Алексея I Комнина и носила в крещении имя Варвара. Ради этой святыни сюда и приходили многочисленные богомольцы − после Киево-Печерской лавры это было второе место в Киеве по количеству паломничеств. Известно, что знаменитый игумен этого монастыря Феодосий Софонович в XVII веке описал аж 17 чудес от мощей святой великомученицы Варвары. Одно из них, кстати, изображено на монастырской стене слева от главного входа в монастырь.

Михайловский Златоверхий монастырь всегда был переполнен верующими, а богослужения проводились здесь чрезвычайно величественно и пышно. Особенно по вторникам, когда акафисты читали у раки Святой Варвары. Раз в год, в день ее праздника 4 (17) декабря, мощи святой Варвары выносили из собора и устраивали торжественный крестный ход вокруг собора с участием многочисленных паломников. Также на территории монастыря был колодец святой Варвары, с которой паломники набирали воду, имеющую целительную силу. После того, как монастырь закрыли, серебряную с позолотой раку с мощами святой великомученицы Варвары сначала перенесли в Андреевскую церковь, а потом они оказались во Владимирском соборе, где покоятся и поныне. А сама рака сейчас экспонируется в музее − ее пожертвовала собору графиня Анна Александровна Орлова-Чесменская в 1847 году. Рака украшена фрагментами из жития «Невесты Христовой Варвары», а на ее изготовление было потрачено почти 25 пудов (400 кг) серебра.

Где должны храниться церковные ценности принадлежавшие Михайловскому собору?

Ни в коем случае. В этом вопросе − полное взаимопонимание. Это же уникальные, раритетные вещи, место которым только в музее и монастырское руководство это хорошо понимает. К тому же, музей находится на территории монастыря и является непременным объектом всех протокольных мероприятий, проходящих здесь. К нам обязательно приходят все гости и делегации, и семинаристы изучают историю монастыря по нашей экспозиции. Конечно, монастырь очень хотел бы, чтобы мощи Святой Варвары, которые издавна были главной святыней Михайловского Златоверхого собора, вернулись… Правда, в самом соборе есть небольшие частички мощей Св. Варвары, которые передали из Владимирского собора. Но пока, насколько мне известно, этот вопрос остается открытым.

А у нас хватает своих музейных экспонатов, которые удостоверяют колоссальный эстетический, культурный и исторический потенциал Михайловского храма… Это предметы церковного культа, старопечатные и редкие издания XVII-XVIII века, церковные хоругви и различные предметы быта XVIII-XIX века, подлинные фрески и археологические находки, портреты киевских митрополитов, украинских гетманов и известных церковных деятелей, внесших свой вклад в развитие монастыря.

Чрезвычайный интерес у посетителей музея вызывает раздел экспозиции, в котором говорится о демонтаже фресок и мозаик Михайловского собора и процессе его разрушения. А также фотомартиролог ученых и деятелей культуры, которые поднялись на защиту духовного наследия Киева и материалы послевоенной «одиссеи» Михайловского художественного достояния. В отдельном зале представлены варианты проектных решений реконструкции монастырского ансамбля, копии старинных мозаик и фресок, эскизы художественного восстановления росписей собора, и т.п. Есть у нас и кинолетопись восстановления − ее мы обычно демонстрируем нашим иностранным гостям и особым делегациям.

Наша экскурсия музеем истории Михайловского Златоверхого монастыря заканчивается на втором этаже колокольни, где находится смотровая площадка, откуда открывается прекрасный вид на старую часть города и Киевское левобережье. Здесь же находится уникальные электронные часы с карильйоном, который установили вместо прежних курантов, − его колокола каждый час исполняют мелодии известных украинских музыкальных произведений. Обычно здесь между небом и землей, почти на уровне с фигурой архангела Михаила, чье изображение снова украшает главный фронтон собора, посетители музея любят фотографироваться на память.

Карильйон на колокольне Михайловского Златоверхого собора Колокольня Михайловского Златоверхого собора

А еще у нас сложилась замечательная традиция − загадывать желания под наибольшим звоном Михайловского карильйона. Эта добрая примета проверена временем и в этом неоднократно убеждались и мы сами и наши посетители, − рассказала наконец Наталья. Признаюсь, я тоже встала под наибольшим колоколом и подумала о своей заветной мечте − надеюсь, небесный воин узнает о ней и она непременно сбудется…


источник

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий