Адрес: г. Киев, ул. Андреевский спуск, 20б-в.
Телефон: 044 416-03-98
Выходные дни: понедельник.
Один из самых интересных, самых «атмосферных», самых творческих и оригинальных музеев Киева. Самый киевский музей, посвященный самой киевской улице – и, в придачу, первый частный музей в Украине, а еще — номинант европейского музейного форума 2002 года. Единственный на континенте музей, посвященный одной улице. Таков музей одной улицы – огромная антикварная лавка, полная городскими историями и байками, воочию демонстрирующая быт ушедших эпох – вплоть до 1970-х годов.
- Что рассказывает Музей одной улицы?
- Директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский
- Как возникла идея создания музея?
- Любят ли киевляне свой город?
- Сложные времена музея
- Создали первого в независимой Украине частного музея
- Чем музей отличается от иных современных отечественных сородичей?
- На какие деньги создан музей?
Что рассказывает Музей одной улицы?
Галерея замечательных зданий и галерея замечательных людей. Андреевская церковь, замок Ричарда, дом Булгаковых. Экспозиция рассказывает о писателях В. Некрасове и Г. Тютюннике, филологе П. Житецком, востоковеде Т. Кезме, художниках Ф. Красицком, Г. Дядченко и И. Макушенко, скульпторе Ф. Балавенском, публицисте В. Савенко, дирижере А. Кошице, враче Ф. Яновском, археологах и историках А. Муравьеве и К. Лохвицком. Мы узнаем, где на Андреевском спуске было жилище той самой Прони Прокоповны, и какие тайны хранит тот самый Ричардов замок.
Музей открылся в 1991 году. В основу его композиции, как пишут организаторы, положено максимальное приближение истории улицы и истории города к истории личности. Перед нами – музей быта. Царство повседневных вещей: зонтов, посуды, платьев и фраков, мундиров и портретов, подушек и пенсне эпохи, отдаленной от нас всего четырьмя-пятью поколениями, но уже ставшей мифической и мифологизированной. Мир дома и мир ремесла, службы и развлечений, театра и дома терпимости, интерьер врачебного кабинета и лавки кондитера – и не нужно смотреть фильмы и читать книги о «тех днях», если можно увидеть воочию.
Уже внешние витрины музея, сам интерьер вестибюля начинают экспозицию. Здесь работает подольский портной, барышня разучивает популярный романс, а заказчик костюма мирно читает газету. Прямо из стены на нас несется экипаж, дворник неизменно метет сор прямо на посетителя, дама с кавалером прогуливаются вдоль вестибюльной стены – и не поймешь: ты уже в музее или еще на улице. На антресолях былой киевской квартиры – сотни забытых нашими бабушками и дедушками вещей, но не только они: кто-то положил сюда череп тура, а кто-то – древнегреческую амфору. Зеркало открывает мир в зазеркалье – и мы проходим на сотню лет назад, мы слышим музыку тех лет и растворяемся в атмосфере Спуска, в ауре Города тех лет, когда, говоря словами Булгакова, в нем «жило беспечальное юное поколение». И дальше бежит, закручиваясь спиралью музейных залов, река времени – и вот мы уже в тревожных 1930-х, грозных 1940-х и «оттепельных» 1960-х – а это уже совсем недавно, уже детство и молодость наших родителей — а уже музейное, уже редкое, раритетное, милое и чуть странное. И снова в витринах фотографии, предметы, рассказы о Григории Тютюнике и Викторе Некрасове, о незабвенном коммунальном быте полувековой давности…
Не побывав в этом музее, вы не почувствуете Душу города! Чтобы понять Киев, полюбить его и впустить в себя, придите на Андреевский спуск, 2б.
Дмитрий Шлёнский |
Директор Музея одной улицы Дмитрий Шленский
«Приостановить историю
и спрятаться в ней – можно,
но только на время»
Когда вначале 90-х годов прошлого столетия начинался ремонт дома Михаила Булгакова, который находится на Андреевском спуске, №13, оттуда были выброшены старые оконные переплеты – те самые, о которых писало перо писателя: «…за кремовыми шторами отдыхаешь душой…» Те самые, откуда смотрели реальные Булгаковы и вымышленные Турбины глазами тамошнего уголка и тогдашней истории страны… И вот когда переплеты-решетки были выброшены на мусоросборник, молодые парни, создававшие в ту пору собственный музей, посвященный не одному дому, а всей этой улице – Андреевскому спуску, решили забрать их и приспособить в собственной экспозиции. Приспособили, а вскоре по Киеву поползло поверье: эта самая оконная решетка исполняет желания! Сами устроители музея отнеслись к новости с юмором, но поток желающих подержаться за решетку увеличивался с каждым днем, люди оставляли возле нее записки-мольбы, цветы и даже золотые украшения… Все это напоминало некое поклонение чуду, церковный ритуал. Вот тогда-то и сами хозяева музея уверовали: коснешься решетки, словно намоленой в храме иконы, – и физически ощущаешь, что в ней что-то там есть…
В общем, насколько я знаю, эта решетка на самом деле исполняет желания, – рассказывает директор Музея одной улицы, заслуженный работник культуры Украины Дмитрий Шлёнский. – Видел даже книгу о том, какие и где в Киеве есть места исполнения желаний, – так мы со своей решеткой тоже в нее попали…
Дмитрий Васильевич, этот массивный стол со старинной резьбой и с покрытой бархатом столешницей, за которым вы сейчас сидите, – тоже кто-то когда-то выбросил на мусоросборник?
Старинный стол – тоже достаточно старая история. Его мы вывезли их милицейского участка. «Наводку» давал в ту пору первый секретарь райкома партии, симпатизировавший нашим музейным начинаниям. Милицейские товарищи пытались продать стол, но мы их опередили.
Андреевский спуск, 2-Б. Музей одной улицы |
Но, в общем, вы недалеки от истины: многие первые экспонаты музея действительно попали к нам из мусоросборников. В прямом смысле слова. Их, можно сказать, спасли киевские художники. В 1981 году, когда на Андреевском спуске отселялись здешние старенькие домишки, их передавали под временные мастерские художникам. Те в свою очередь, обосновавшись на спуске, вынули все это богатство – всякие рукописи, документы, различные бытовые вещи бывших хозяев – из мусорных баков и «на всякий случай» хранили их у себя. Дело в том, что многие из тех материалов, которые нынче представлены в нашей экспозиции, по тогдашним меркам не считались экспонатами. Никто даже не пытался взять их в музеи. Утюги, слоники, старые газеты или старинные иконы, покрытые чердачной пылью… Но никому не нужный тогда этот «мусор» прошел через мои руки.
Нам повезло еще и потому, что мы активно общались с теми жителями, которые жили на этой улице и до революции 1917 года, лично знали Михаила Булгакова. Очень многие из них искренне верили, что наша затея удастся и что музей таки состоится, а потому сразу отдавали нам то, с чем прожили свою жизнь. Эта вера меня поражала. Таким образом попал к нам, например, архив жителя дома №34 – известного ученого-востоковеда Тауфика Кезмы.
Позже мы стали ездить в Москву и Питер – многие ведь материалы уехали туда в свое время вместе со своими хозяевами. Затем пошли европейские страны, которые в разные годы также принимали у себя людей со спуска. Так постепенно вернулся на круги своя киевский быт прежних времен.
Расскажу в связи с этим одну забавную историю. Мы долгое время общались с дочерьми известного филолога и философа, профессора Киевской духовной академии Петра Кудрявцева. Он – из круга друзей и соратников профессора Афанасия Булгакова – отца Михаила. Одной было в ту пору 94 года, другой – под 90. Хранилась у них, среди прочего, составленная их отцом интересная редкостная книга – большая антология христианской русской художественной прозы и поэзии. Сестры передали эту книгу нашему музею, но чуть позже попросили вернуть. Вскоре обе умерли. Книга досталась сыну одной из сестер, который уехал с раритетным изданием в Москву. Однако на российской таможне книгу изъяли. И вот пару лет назад на одном из электронных аукционов я нахожу такую книгу. Приобретаю ее. Когда покупку передали из Москвы, то оказалось – это тот самый экземпляр, уже побывавший в нашем музее 15 лет назад. С теми же автографами, со знакомыми страницами…
В экспозиции музея – старый Киев |
Как возникла идея создания музея?
Музей, конечно, необычный хотя бы потому, что изначально создавался на пустом месте, без какой-либо начальной коллекции. Было только желание создать нечто необычное – то, чего не было ни в Украине, ни в Европе, ни во всем мире.
А начинался он в далеком уже 1988 году. Тогда мы, молодые люди, собрались и решили создать своеобразный центр – «Дом Булгакова». Можно сказать, этот клуб впервые и широко открыл для людей двери булгаковского дома еще до того, как он стал государственным музеем. Некоторые члены клуба успели даже поработать в этом самом музее, но вскоре ушли оттуда и ко Дню Киева в 1991 году открыли свой собственный музей – Музей одной улицы.
Изначально мы ставили перед собой задачу: собрать экспозицию в подлинниках. Хотя это и казалось нереальным. Но вот, спустя 20 с лишним лет, оказывается: все даже очень реально. Из небытия воскрешены и собраны воедино многие исторические личности, их труды и вещи, окружавшие их в быту. В свою очередь, наше собирательство дало толчок другим исследователям, которые тоже стали поднимать неизвестные доселе страницы жизни жителей спуска. В общем, история улицы более-менее выкристаллизировалась такой, какой мы ее и представили в своем музее. Она достаточно полно отображена также в пяти книгах, которые мы сами же и написали, впервые ввели в научный оборот многие имена и факты из истинно киевской жизни. Кстати, когда работали над последней книгой, я предложил для нее такой эпиграф: «Памяти ушедшего поколения, в надежде, что новое сумеет постичь душу и приумножить славу Города нашего…»
Любят ли киевляне свой город?
Истинные киевляне куда-то исчезли. Одна из самых болезненных проблем сегодняшнего города – он потерял свою элиту. Еще до недавнего времени ее составляли не только те, кто родился и жил здесь, но и кто работал и учился в Киеве. Все естественно и с большим желанием становились частью города. Была какая-то общегородская культура, присущая одному только Киеву. Сегодня случайные, конъюнктурные либо просто временные постояльцы поглотили собой город, а сам он оказался слабым, не готовым к подобным переменам. В этом смысле сегодня города нет. Во всем нет – в науке, в культуре, в строительстве, в архитектуре, в отношениях, в кафе, в магазинах… Везде все одно и то же: вот как безобразно ездят машины по киевским улицам, точно так же все кругом и существует безобразно.
На самом деле я всегда очень нервно к этому отношусь. Но прихожу сюда, в некий оазис настоящей киевской жизни, который удалось создать собственными руками, и оттаиваю душой. Музей не позволяет дальше раскачивать свои нервишки.
Но то, что происходит нынче в городе, – на самом деле ужасно. Я много езжу по миру, но нигде не видел такого, что происходит сегодня в нашем городе, да и во всей нашей стране. Понимаю, разные в мире бывают ситуации, различные катаклизмы происходят, но то, что происходит у нас, – это катастрофа. Не представляю, как оно будет дальше.
Сложные времена музея
В последние годы все изменилось, люди действительно стали другими. Мы пытаемся не только подстраиваться под ситуацию, но и, по возможности, влиять на нее, хотя не всегда это удается. Нельзя замыкаться исключительно на себе, на своей улице, невозможно спрятаться от реальной жизни за кремовыми шторами, о которых писал Булгаков. Историю приостановить и спрятаться в ней – можно, но только на время. Жизнь ведь продолжается, точно так же движется в своем развитии и музей.
Мы вовремя поняли: останавливаться нельзя, если остановиться, то на этом закончится любая деятельность. Поэтому музей, не единожды пережив различные сложные времена, переезжая из дома в дом, на сегодня разместился вот в этом старом доходном доме, на все том же родном Андреевском спуске и продолжает активно работать, жить, развиваться.
Не так давно мы открыли в подвальном помещении клуб «Коллекционер». Если туда попадает что-то интересное, то оттуда – уже и в наш музей. Иначе говоря, люди, которые приходят к нам и пытаются что-то интересное делать в общей тематической концепции, всегда нами приветствовались и приветствуются.
Есть у нас и выставочный зал – своеобразная площадка, помогающая воплотить в жизнь те проекты, которые по разным причинам мы не смогли показать в музейной экспозиции. Либо те из них, которые не связаны с одной только улицей, а выходят за ее рамки и как бы дополняют и расширяют историю Андреевского спуска. Такие проекты существуют параллельно с основной деятельностью музея. Один из них – коллекционирование старинных костюмов и женских платьев. Мы уже провели большую выставку «Киевские франты и модницы» – собрание из столетней истории моды, начиная от 1830-х годов. Это чрезвычайно интересная и познавательная тема.
Лет семь мы занимаемся и поиском, коллекционированием посмертных масок выдающихся личностей. Собрание насчитывает около 200 экспонатов. В эти дни представляем пятую по счету выставку. Мне лично кажется, что эти лики и помогают, и защищают, и создают какую-то особую ауру. Она не позволяет выбить нас из колеи душевного равновесия и укрывает от безобразной и неряшливой нашей повседневности. Какие-то неведомые нам силы-материи существуют в масках...
Создали первого в независимой Украине частного музея
Я всегда считал и говорил, что музей наш – общественный. Для него была создана общественная организация, которая взяла на себя исключительно всю систему обеспечения жизнедеятельности музея. Наверное, потому и получился он таким необычным, что никто никогда из нас, создателей, до того не работал в музее, не имел специальной на то подготовки. Но когда мы окунулись в это дело с головой, то поняли, как не нужно делать музей, а уже потом стали создавать собственные правила. В этом смысле их можно назвать «частными». Иначе говоря, в любом деле важно сначала освоить самое интересное, переварить его в себе и лишь потом выдать определенный собственный продукт. Так получилось и в нашем случае.
Мы всегда пытались сделать что-то необычное, показать это миру и одновременно поучиться у него. Поэтому в 2000-2002 годах активно работали с Европейским музейным форумом – самой престижной на континенте организацией, широко известной своими инновациями в музейном деле. Участвовали в конкурсе, организованном этой организацией, и были названы в 2002 году лучшими среди лучших музеев Европы. Имели честь быть принятыми в Люксембурге королевой Фабиолой, которая является патронессой этого музейного форума.
Впрочем, это никак не отразилось и не отражается на отношении к нам украинской власти или на нашем отношении к ней. Просто в очередной раз мы сами себе доказали: если хочешь и можешь, то должен добиться гораздо большего, нежели просто об этом говорить.
Чем музей отличается от иных современных отечественных сородичей?
К великому сожалению, современных музеев в Украине практически нет. Те из них, которые негосударственные, – они действительно более продвинуты. Не потому, что туда вкладывается, естественно, большее количество денег, а из-за того, что у их создателей есть желание что-то делать. Я всегда говорил и продолжаю утверждать: если ты захочешь, то сможешь достичь очень многого. Если же только плачешь, что, мол, мне всего не хватает, то ничего хорошего не получится. Понятно, каждый из нас по-своему висит в воздухе. У нашего музея тоже ведь огромное количество проблем – они были, есть, и, я так понимаю, будут. Но если ничего не делать, а только жалостно смотреть в потолок и попивать кофе, то Музей одной улицы ждет та же участь, что уже постигла большинство отечественных музеев.
Думаю, киевским музеям надо бы как-то немного по-иному относиться к своим возможностям. В них ведь работают взрослые люди, но движение наблюдается разве что там, где есть молодежь. Однако она, молодежь, либо быстро стареет душой, либо быстро уходит. На самом деле, получается, что наши музеи не известны в Европе. Кому-то не нравится Европа? Но и в России мы не больно известны. Как бы кто не относился к этому вопросу, однако в музейном деле Россия всегда на порядок выше нашего. Потому что там все-таки есть культура.
Я радуюсь, когда открываются новые музеи. Но всегда думаю при этом: дай, Боже, чтобы это богатство нашей истории не разворовали. Чтобы не случилось того, что произошло в 90-е годы, когда на наших же глазах уничтожались музеи. Лично мне мало что удалось тогда спасти. Когда пытался, мне говорили: ты ж не государственный музей! Но куда в таком случае ушло многое из того, что было в музее истории Киева? А как растворился роскошный музей истории Подола, который еще в 8о-е годы прошлого века лично создавал Иван Салий со своим Подольским райкомом партии? Точно также исчезли остальные районные музеи Киева, все они имели свою собственную изюминку. Последним умер музей Шевченковского района на улице Артема – там сейчас банк. Точно так же распродаются сегодня другие районные помещения – районо, отделы культуры… Но денег же никогда не хватало, потому и сегодняшним «бюджетным» музеям достаются крохи.
На какие деньги создан музей?
Знаете, когда ко мне приходят коллеги, они ужасаются: сколько, дескать, тебе приходится платить по счетам – за свет, за теплоснабжение, за аренду, – но при этом у тебя есть все! Тогда я задаю встречный вопрос: почему же у тебя ничего нет, за тебя ведь бюджет платит? Хочешь большего? Тогда – вперед.
«Большие» средства складываются с маленького, из крупиц собственного труда. Взять хотя бы путеводители по Андреевскому спуску и музею – их мы писали сами, полагаясь на свои же собранные материалы. Да и сотрудников-то у нас совсем немного. Считаю, что результат будет лучше, если каждый чувствует свою персональную ответственность. Заставить работать, конечно, можно, но лучше – заинтересовать. Коллективный разум дает много возможностей. Судите сами: все, что вы видите сегодня в экспозиции музея, – плод коллективного труда. Плюс целая когорта волонтеров – людей, работающих на идею, объединенных единой целью.
Посетителям же, судя по всему, наш музей нравится. Потому они у нас есть всегда. Много приезжих. Для иностранцев подготовили краткую аннотацию-гид по каждой витрине в отдельности – увидели такое новшество в Европе. Долго думали потом, стоит ли напечатать такой же справочник на русском языке. Напечатали. Прижилось. Нашим соотечественникам тоже понравилось…
источник