Одно из самых интересных собраний украинских народных раритетов. В шести залах старого губернаторского дома возле Киево-Печерской лавры собрано более 15 тысяч экспонатов: живопись (народная картина, 500 замечательных икон, профессиональная живопись, графика), народные ткани (рушники, вышиванки, верхняя одежда, ковры), керамика (макитры, горшки, миски, игрушки), народные музыкальные инструменты (кобзы, бандуры, цимбалы, трембиты, колесная лира), коллекция пысанок и, наконец, мемориальный отдел, рассказывающий о творчестве основателя музея, скульптора и художника И.М. Гончара. Личная библиотека мастера насчитывает свыше 2 тысяч книг.
- Где находиться музей Ивана Гончара?
- Творческое наследие художника И. Гончара
- История жизни художника
- Как создавался музей?
- Открытый музей в открытом обществе
- Коллекция музея И.Гончара
- Почему украинская икона очень необычна?
- Остальной фонд музея и его научная ценность
- Национальную культуру творим вместе
- Планы развития музея в будущем
Где находиться музей Ивана Гончара?
Иван Гончар (1910-93) — общественный деятель, скульптор и художник, начал собирать свою коллекцию в конце 1950-х годов. Путешествуя по Украине на протяжении четырех десятилетий, он отыскивал и сохранял предметы народного искусства Киевщины, Житомирщины, Полтавщины, Донбасса, Подолья, Поднистровья, Галичины, Буковины и Закарпатья.
Адрес: г. Киев, ул. И. Мазепы, 29.
Телефон: +38 (044) 280-52-10, 288-92-68.
Выходные дни: понедельник.
Творческое наследие художника И. Гончара
Результатом подвижнической работы И. Гончара стала уникальная коллекция народного искусства, которая легла в основу частного музея. В то время, когда государственные музеи ориентировались исключительно на соцреализм, в музее Ивана Гончара была представлена украинская традиционная культура, в частности народное искусство, без идеологических ограничений и цензуры. Коллекция стала широко известна за рубежом. Тут побывали десятки тысяч посетителей, а музей стал одним из центров движения «шестидесятников».
Творческое наследие художника представлено скульптурой (около 400 единиц), портретной галереей исторических персонажей и деятелей украинской культуры, жанровыми композициями, эскизами к памятникам, мелкой пластикой. Раздел живописи и графики И. Гончара насчитывает более 1000 произведений, выполненных художником во время путешествий по Украине. На основе собранного материала Гончар создал серию историко-этнографических альбомов, в которых изобразил самобытную вселенную украинства: старинные фотографии людей в народных костюмах, портреты выдающихся деятелей культуры, местные пейзажи, обычаи, художественные и этнографические памятники.
Попадая в музей, ощущаешь себя в мире прошедших десятилетий и столетий, в мире, где народные традиции, смешные своей наивностью и юмористической дидактикой, трактуют мир просто и откровенно. Всего-то несколько десятков лет минуло, как украшали эти произведения комнаты наших бабушек: здесь и портреты Шевченко, и многочисленные «Казаки Мамаи» и «Наталки Полтавки», вариации на тему «Несет Галя воду» и «Свидания у колодца», много милых и добрых пейзажей, неподдельных в своей искренности. От гибели в тиши пыльных чердаков их спас Иван Гончар – один из самых выдающихся сыновей украинского народа ушедшего столетия.
В сентябре 1993 года, уже после смерти художника, был официально основан Государственный Музей Ивана Гончара. В 1999 году на основе музея был основан Украинский Центр народной культуры.
Директор музея Петр ГОНЧАР:
«…ЧТОБЫ УМЕЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
ДОСТОЯНИЕМ СВОИХ ПРЕДКОВ»
«Художественные сокровища нашего народа, которые я собрал со всей Украины, помогут вам познакомиться с его художественной культурой. Культура эта безгранична, богата, разноцветная, разнообразная, высокохудожественная, свободолюбивая… Все, что вы перед собой видите, пусть пробудит в вас чувство горячей, искренней любви к поэтической душе Матери-Украины и пусть любовь эта станет мощным стимулом для ее прекрасного будущего и бурного развития…»
Так писал о своей частной коллекции знаменитый этнограф, художник, скульптор, фольклорист Иван Макарович Гончар, в которой, словно в зеркале, отразилась целостная и самобытная украинская традиционная культура. Именно на базе коллекции Ивана Макаровича и создано в 1993 году «Музей Ивана Гончара» (ныне – Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара»).
История жизни художника
Гончар Иван Макарович |
Гончар Иван Макарович
(1911 – 1993 гг.)
Основатель музея, Иван Макарович Гончар, – выдающийся деятель культуры, скульптор, живописец, график, народовед, коллекционер, заслуженный деятель искусств УССР (1960), лауреат Государственной премии имени Тараса Шевченко (1991). Его целью было создание музея народного искусства по собственной концепции, он стремился как можно полнее осветить богатство и целостность украинской традиционной культуры, подчеркивая важность национального самоосознания для каждого человека. Иван Гончар отыскивал и возвращал к жизни высокохудожественные произведения, культивируя в народном искусстве аутентичное, первичное, выявляя мировоззренческие основы изобразительного мышления украинцев. Собственное художественное творчество основателя музея – художника и скульптора – гармонично дополняло этнографическое собрание.
В этом доме по ул. Ивана Мазепы, 29 – памятнике архитектуры национального значения XVIII–XIX вв. разместился Украинский центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» |
Как создавался музей?
Современные традиции существенно отличаются от всего, чем жили наши предки. Однако многое возросло, изменилось и развивается на том вечном, святом основании. Животворная нить духовного единства людей не только не рвется, она все крепнет, приобретает новые черты и свойства. Музей Ивана Гончара – одно из наиболее очевидных тому доказательств. Он впитал в себя уникальную коллекцию народного искусства, начатую художником в полевых экспедициях в конце 60-х годов, которая впоследствии стала известным общественным центром украинского национального возрождения. Отныне именно здесь, в этом своеобразном храме Истины, можно получить ответ на многие вопросы относительно морального наследия и культурных традиций нашего народа. Хотя вечных «методик» и «рецептов» обустройства всей нашей жизни не бывает. Как вообще не бывает, скажем, вечных невест. Невеста – это слишком короткий миг в жизни: светлый, эффектный, обнадеживающий… Так же, наверное, и в нашей новейшей истории: наступает новый день, а с ним подрастают новые «невесты», новые надежды и… опять новые традиции, выращенные, однако, на традициях векопомных, святых.
Через частный музей Ивана Гончара прошли уже десятки тысяч посетителей. Он стал альтернативой государственным экспозициям, которые были основаны на официальной советской идеологии. Именно поэтому основатель и хозяин музея и его посетители неоднократно подвергались притеснениям и преследованиям. Поэтому музей стал одним из виднейших центров «движения шестидесятников». Здесь закалялись взгляды и убеждения ныне известных политических и культурных деятелей. Под влиянием увиденного и услышанного здесь сформировалась целая плеяда художников, стремившихся в своем творчестве продолжать традиции украинского народного искусства.
В начале 1990-х годов, когда Украина только обрела независимость, а Иван Гончар – заслуженное признание своей творческой и просветительской деятельности, встал вопрос о создании государственного музея на принципах, предложенных художником. Было предложено разместить его в одном из домов, принадлежавших в то время Министерству обороны Украины. А после встречи Ивана Макаровича с Президентом Украины Л. М. Кравчуком появилось и Поручение Президента (от 18.12.1991 г. № 6/0114-14-3) о создании музея И. Гончара и выделение для его размещения здания бывшего военного генерал-губернатора по ул. Январского восстания, 29.
Есть в музейных экспозициях хотя и небольшая, однако ценная коллекция музыкальных инструментов из разных регионов Украины |
Однако из-за чиновничьей бюрократии и волокиты юридическое оформление этого заведения долгое время не решалось. Художник так и не дождался открытия музея. Только после его смерти приобретенное Иваном Гончаром и его собственное творческое наследие стали основой государственного музея И. М. Гончара. С тех пор за благородное дело взялся сын основателя – Петр Гончар, художник, единственный наследник уникальной коллекции, который и стал директором музея. А в прошлом году Указом Президента Украины (от 11.03.2009 г. № 150), музею был присвоен статус Национального и он был переименован в Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара».
В основу научной концепции заведения положены принципы, определенные его учредителем еще в начале 1960-х годов. Они, эти принципы, соответствуют мировым тенденциям развития музейного дела: открытый музей в открытом обществе. До сих пор в Украине нет учреждений, которые бы практически использовали достижения теоретической этнологии, были промежуточным звеном между академическими народоведческими учреждениями, творческими объединениями и союзами.
Открытый музей в открытом обществе
Сейчас музей расположен в исторической части Киева – на Печерске. Его здание – памятник архитектуры национального значения XVIII-XIX веков, бывшая резиденция киевского, волынского и подольского генерал-губернатора, построенное архитектором Семеном Кариным в Киеве возле Печерской лавры.
Нашей задачей является популяризация традиций, культуры народной и распространение их в настоящем времени, – делится мыслями директор музея Петр Гончар. – То есть мы должны приблизить эту культуру к нашему сегодняшнему дню. Музей как раз и создан с этой целью – распространять национальные традиции, которые держат украинцев в этом мире, создают именно тот комфорт общественной жизни, который донесла до наших дней древняя культура народа. Ведь историческая миссия государства и государственного учреждения, которым является наш музей, как раз в том и состоит, чтобы сохранить национальные обычаи, сохранить комфортную среду жизни общества.
После ремонта и реконструкции здания в 2004 году открылась первая очередь постоянной экспозиции музея, которая освещает различные аспекты традиционной украинской культуры: красоту народного быта, христианские и национальные идеалы, человеческие отношения и общение с природой, характерное для украинцев. Все подается через народное искусство и бытовые предметы, каждый из которых является художественным произведением. Согласно проекту экспозиция постоянно расширяется и в дальнейшем должна быть дополнена мультимедийными программами.
Особыми считаются здесь собрания украинских народных картин и икон |
Коллекция музея И.Гончара
Сейчас коллекция музея насчитывает свыше 20000 экспонатов. Среди них в частности: ткань (рушники, ковры, одежда, головные уборы). Большинство их собрано в начале ХХ века, это чрезвычайно большая научная и художественная ценность. Представлены и изделия из дерева, здесь хотя и небольшая, однако ценная коллекция музыкальных инструментов из разных регионов Украины. Собрание народной керамики – от макитр, горшков и мисок до зооморфной пластики. К этой коллекции входят также игрушки и изразцы. А еще — писанки, изделия из металла и стекла…
– Собственно говоря, музейные предметы у нас – это подержанные ранее вещи. Из них ели, их одевали, у них или с ними ходили. В зале «Эстетика», или «Красота», как мы еще называем его, пытались собрать все эти вещи, что всегда были в украинской хате, – трудно и представить наш быт без этой одежды и обуви, без таких вышитых рушников, – знакомит нас с музеем Петр Иванович.
Приоритетными же, особыми считаются здесь собрания украинских народных картин (в частности, «Казаков Мамаев»), а также икон, привезенных сюда из разных уголков Украины. Иконы преимущественно народного письма, датированные XVII – нач. ХХ в.
Музейные предметы – употребляемые ранее вещи: из них ели, их одевали, в них или с ними ходили… |
Почему украинская икона очень необычна?
Особенность ее в том, – отвечает, – что она, так сказать, более свободная, поскольку во времена создания этих икон не было слишком строгого контроля церкви, и это давало художникам определенную свободу, возможность высказаться…
Свою особенность имеет и традиционная украинская народная картина. Такие картины, большая коллекция которых представлена в отдельной экспозиции музея, создавались не для выставки, а делались на базар – там люди покупали их, вот и диктовали-заказывали, что именно рисовать.
Обратите внимание, – замечает Петр Иванович, – темой подавляющего большинства этих картин есть украинское село. Некий красочный, украшенный рай. Люди жили в этом раю живописной украинской природы, украинского села и соответственно рисовали этот самый рай. А еще здесь, посмотрите, непременно присутствует, конечно же, и тема любви. Украинцы умели так любить, что налюбили целых 50 миллионов граждан своей страны…
Профессиональная же живопись представлена здесь такими именами, как В. Кричевский, В. Маковский, П. Шевченко, А. Ждаха, А. Мурашко, О. Курилас. Коллекцию графики составляют произведения К. Трутовского, О. Кульчицкой, Г. Нарбута, Ф. Красицкого, И. Ижакевича и В. Лопаты.
Остальной фонд музея и его научная ценность
Значительную научную ценность составляет архивный фонд: рукописи, письма, блокноты, аудио- и фотоматериалы основателя музея И.М. Гончара. Его дневники после 1968 года – это хроники уничтожения украинской культуры. Он завещал потомкам – генерации украинцев – знать, «какими нечеловеческими средствами нас уничтожали». Наглядным дополнением коллекции есть 18 рукописных томов историко-этнографического художественного альбома «Украина и украинцы». Собранные в них несколько тысяч фотографий воспроизводят вместе с зарисовками краеведческого характера украинские традиции в одежде, архитектуре, орнаменте. Они стали непревзойденным иллюстрированным материалом не только для исследователей, но и для школьной и студенческой молодежи – активных посетителей музея Ивана Гончара. Кстати, материалы для альбома «Украина и украинцы» Иван Макарович собирал на протяжении четырех десятилетий – с конца 1950-х до 1993 года. Выход в свет этой своеобразной иллюстрированной энциклопедии украинского прошлого – это чрезвычайно весомый вклад в сокровищницу современной украиноведческой и этнологической литературы.
В личную библиотеку Ивана Гончара, что также хранится в фондах музея, входят книги по украинике. Они хронологически варьируют от старопечатных книг Апостола 1625 года Лаврской типографии в Киеве и Октоиха 1640 года типографии Слезки во Львове до изданий начала 1990-х годов.
Органически входит в музейную структуру и творческое наследие самого Ивана Гончара как скульптора и художника. Его работы дополняют образный ряд других экспонатов, ведь значительное количество уникальных вещей, которые попадались исследователю во время его полевых этнографических экспедиций и путешествий, остались зафиксированными на бумаге или холсте.
Национальную культуру творим вместе
«Такой себе красочный, украшенный рай – украинское село». Рушники |
Национальный центр народной культуры «Музей Ивана Гончара» имеет значительные достижения в разработке ряда научно-практических проблем, апробированных, в частности, в пяти международных научных конференциях – Гончаровских чтениях (1994–2000 гг.). К главным направлениям научной и просветительской работы музея относятся комплексные фольклорно-этнографические экспедиции, художественные выставки (в том числе и за рубежом), международное сотрудничество в области музеологии. Здесь проводятся многочисленные культурно-художественные мероприятия: выставки, фольклорные праздники, творческие и музыкальные вечера, лектории. Научные сотрудники музея принимают участие в национальных и международных конференциях. Музей предоставляет научно-методическую помощь очагам народной культуры, отдельным исследователям, учебным и образовательным учреждениям.
Здесь систематически работает фольклорная студия «Дай Боже», где дети разного возраста изучают и воссоздают на сцене украинские народные песни, забавлянки, старинные обряды и обычаи. А еще работают студии народного бытового танца и народной песни, проводятся мастер-классы по различным видам народного искусства. Музей предоставляет консультации по вопросам украинской традиционной культуры, здесь создаются научно-популярные фильмы, организуются семинары-практикумы по народному искусству. Действует студия украинского народного вышивания, участники которой осваивают свыше 150 различных техник.
– Научиться мастерству, технологии, так сказать, создания национальной культуры – наша задача, – объясняет директор. – Поэтому проводим и мастер-классы, и имеем определенные школы. Учим детей танцу народному, учим расписывать писанку и лепить горшок… А обучая их мастерству, мы еще и сохраняем творческую народную технологию, записываем, как это делалось когда-то. Чтобы знали все это мы все и наши потомки. Чтобы умели пользоваться достоянием своих предков.
В активе музея – многочисленные культурно-художественные акции в Украине и за рубежом: выставки, фольклорные праздники, творческие вечера, лектории. Среди наиболее весомых, в частности, выставки «Цвета Украины: живопись на стекле Анастасии Рак» (Музей Человека, Париж), «Иконы Шевченкового края» (Украинские музеи США и Канады), «Скульптура и икона Украины: история спасения» (Украинский музей, Нью-Йорк), а также соорганизация международного этнофестиваля Олега Скрипки «Страна Грез», массовые народные праздники «Купальские игрища» и т.п.
В зале «Эстетика» работает фольклорная студия |
Планы развития музея в будущем
В ближайшее время музей планирует расширить постоянную экспозицию, экспедиционную, научно-исследовательскую и научно-методическую работу. А еще здесь хотят создать театр фольклора и народного обряда, мастер-студию из других видов народного искусства. Продолжается поиск путей поддержки действующих мастеров и очагов украинской традиционной культуры.
Музей Ивана Гончара, как уже было сказано, основан на частной коллекции Ивана Макаровича. Однако его сын и нынешний директор музея Петр Гончар подчеркивает:
– Хоть это и частная коллекция, но отцу помогали люди, которые приходили к нему и приносили все эти вещи. Поэтому правильным будет говорить, что музей сформирован самой общественностью. То есть этот музей создан и как частный, и как общественный одновременно.
Иначе говоря, развиваясь в дне сегодняшнем, «Музей Ивана Гончара» свято придерживается главного принципа своего основателя – остается открытым достоянием для открытого общества. Изучает и творит национальную культуру вместе с обществом.