Т. Шевченко. Одалиска | Т. Шевченко. Автопортрет | Т. Шевченко. Мария |
Адрес: г. Киев, бульв. Т.Шевченко, 12.
Телефон: +38 (044) 224-25-23.
Выходные дни: понедельник.
Главный Шевченковский музей страны. Его коллекция состоит из подлинных памятников, связанных с великим сыном Украины: оригиналов живописных работ Шевченко, документов о его жизни и творчестве, рукописных списков стихотворений, редких фотографий поэта и его друзей, первых изданий книг Шевченко с его автографами. В экспозиции собраны почти все издания произведений поэта, начиная с прижизненных, и литература о нем.
- Чем интересен музей Т. Шевченко?
- У жителей села Моринцы Григория и Екатерины Шевченко родился сын Тарас
- Власть всячески препятствовала созданию музея
- История создания Национального музея Тараса Шевченко
- Кто такой Тарновский-младший?
- Все наследие поэта находилось тогда на руках у Честаховского и Тарновского
- Разве музей Шевченко прежде находился в Мариинском дворце?
- Из чего же, наконец, сложилась к тому времени его фондовая основа?
- Кто же выставляется в «Шевченковском доме»?
- К каким из них вы чаще приглашает гостей музея?
- Приближается 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко
- Музей и ночью работает?
Чем интересен музей Т. Шевченко?
Собрание музея состоит более чем из 4 тыс. экспонатов и размещается в 24 залах. В музее находятся свыше 800 оригинальных картин, портретов, рисунков, офортов Шевченко, личные вещи поэта, фотокопии его рукописей и 533 единицы архивных дел: следствие над Шевченко, автографы писателей, дела о сооружении памятников Шевченко и многие др. Книжные фонды музея составляют 34 867 экземпляров, из которых по шевченковской тематике — 8181 экземпляр.
В экспозиционных залах также представлены произведения выдающихся художников, скульпторов, писателей и композиторов, в которых отражены эпоху Шевченко, его жизни и деятельности: художественные произведения К. Брюллова, И. Репина, В. Тропинина, И. Крамского, В. Штернберга, И. Соколова, М. Башилова, К. Трутовского, Л. Жемчужникова, И. Сошенко, М. Микешина, С. Васильковского, А. Сластиона, Ф. Красицкого, И. Ижакевича, В. Касияна, М. Дерегуса и др.; произведения скульпторов Ф. Каменского, П. Клодта, В. Беклемишева, Ф. Балавенского, И. Кавалеридзе, М. Г. Лысенко, И. Макогона и др.
|
Главный хранитель
Национального музея Тараса Шевченко
Юлия ШИЛЕНКО:
«САМА ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
ИНТЕРЕСНА И КРАСНОРЕЧИВА»
Широкие и достаточно крутые мраморные степени торжественно поведут пришельца от парадной двери прямо к первому залу роскошного особняка. И тут, сразу же, его взгляд остановится на развернутой под стеклянным укрытием толстенной и пожелтевшей во времени метрической книге. 25 февраля (по старому стилю) 1814 года сельский дьячок сделал в ней запись под номером 10: «У жителей села Моринцы Григория и Екатерины Шевченко родился сын Тарас…»
У жителей села Моринцы Григория и Екатерины Шевченко родился сын Тарас
Книга − настоящая, запись − оригинальная, а старинные иконы, вышитые цветасто рушники и домотканые ковры на стенах этого, первого зала, привезенные, как и сама книга, с родины Тараса и служат «живыми» свидетелями его рождения, удостоверяющими момент знаковой истины, которая «переселилась» во времени из сельской избушки в Моринцах в нарядный столичный дворец.
Но что интересно: от момента дьяковой записи в метрической книге до момента «прописки» «новорожденного» в этом доме под номером 12 на бульваре, носящем его же имя, прошло 135 лет. Или, иначе говоря, почти целое столетие после смерти великого Кобзаря − вот столько времени понадобилось, чтобы в Украине начал, наконец, действовать главный, центральный, всеобъемлющий Национальный музей Тараса Шевченко.
Парадокс действительно удивительный, но факт остается фактом: хотя первые экспонаты нашего теперешнего музея появились буквально сразу же, как перестало биться сердце Тараса Григорьевича, однако первых своих посетителей Национальный музей Тараса Шевченко встретил только 24 апреля 1949 года, − рассказывает главный хранитель музея Юлия Шиленко.
Власть всячески препятствовала созданию музея
− Совсем наоборот! Старались все, кто как мог, чтобы такой музей Кобзаря был в столице. Однако поначалу получалось почти так же, как и у самого Тараса Григорьевича. Помните его последние годы жизни − годы скитаний, поиска творческого и житейского пристанища. Ему казалось, что душевное спокойствие, спасение − в родственном убежище, в семейном гнезде. Он мечтал о собственной хижине, чертил ее планы, тщательно выбирал местечко для будущего строительства, наконец, писал о желаемом, но не осуществимом в своих стихах:
Я тільки хаточки в тім раї
Бажав і досі ще бажаю,
Щоб хоч умерти на Дніпрі,
хоч на малесенькій горі.
|
Такие же длительные, отчасти многострадальные и ухабистые окольные пути вели и к нынешнему дому Кобзаря − музейному. И, слава Богу, что многолетние усилия для «душевного покоя Тараса» на этот раз не оказались (да и не могли быть!) напрасными. Словом, сама по себе история создания Национального музея Тараса Шевченко интересная и красноречивая.
История создания Национального музея Тараса Шевченко
Познакомьте же с ней, пожалуйста, хотя бы бегло.
История коллекции началась сразу после смерти Тараса. Он, как известно, умер в Петербурге, точнее − в тамошней Академии искусств, в небольшой мастерской, которая служила ему и жилищем, и рабочим убежищем. Поэтому все Тарасово, что было в той мастерской, одновременно и стало основой для будущей экспозиции. Друзья Кобзаря, сознавая значение его творческих достижений, позаботились, чтобы бесценное наследие стало духовным и мировоззренческим достоянием и будущих поколений. Художник Григорий Честаховский, который в последние годы жизни Шевченко был для него особенно близким другом, составил подробное описание художественных произведений, рабочих принадлежностей и других вещей, которые в то время находились в мастерской, и долгое время хранил их у себя. Впоследствии Честаховский передал это сокровище черниговскому коллекционеру-меценату Василию Васильевичу Тарновскому-младшему.
Кто такой Тарновский-младший?
Один из первых коллекционеров произведений и личных вещей Тараса Григорьевича, которые он начал собирать еще при его жизни. Скажем, когда из Казахстана в Украину попали некоторые художественные работы Шевченко, Тарновский сразу же приобрел их, чтобы Тарас имел в своей ссылке какую-то копеечку.
Так вот, именно ему, передавая сохраненное из петербургской мастерской Шевченко, Честаховский писал в сопроводительном письме: «Как Бог положит нашей дорогой милой казацкой неньке-Украине дождаться того времени, когда она построит у себя национальное хранилище (музей),.. все это, что сберег я у себя после смерти Тараса Григорьевича Шевченко как святую память,.. отдайте в то хранилище на вечную память Кобзаря Тараса».
Обратим внимание: уже тогда, в 1888 году, Честаховский сразу обозначил, что Тарасово наследство должно сохраняться именно в «национальном хранилище» − то есть в музее национального значения.
Все наследие поэта находилось тогда на руках у Честаховского и Тарновского
|
Конечно, значительная ее часть принадлежала также многим частным лицам, коллекционерам. Однако именно коллекция Тарновского, постоянно пополняясь, вскоре стала крупнейшей в Украине. Василий Васильевич предпочел передать ее в Киев, чтобы именно здесь был основан музей Тараса Шевченко. Однако городская Дума побоялась принять такой дар: на грани двух веков, как известно, политическая жизнь бродила и пенилась, не каждому пребывающему у власти хотелось оказаться среди покровителей поэта-бунтаря… Тарновский тогда очень обиделся и передал Тарасово собрание Черниговскому земству, для него даже было построено отдельное помещение. А уже после октябрьской революции, в 20-х годах прошлого века, был образован Черниговский исторический музей, и Тарасова коллекция полностью перебралась туда, стала частью местного исторического музея.
Тем временем в Киеве началось формирование Академии наук и Института литературы, который стал носить имя Тараса Шевченко. Именно в институте накапливалась огромная коллекция Кобзаря − его литературное наследие, живописные произведения… По правительственному распоряжению шевченковские вещи собирались и свозились в Киев отовсюду − как от частных коллекционеров, так и из государственных музейных учреждений. Но вот столица Украины переезжает в Харьков, а с ней − и Институт литературы…
И Шевченко, образно говоря, очередной раз не может поселиться в Киеве, потому как вынужден «переезжать» совместно с институтом в Харьков?
Да, но не совсем. В Киеве, на Козьем болоте (ныне − переулок Тараса Шевченко вблизи площади Независимости), оставался уцелевший домик, в котором в свое время жил Тарас Григорьевич. Именно в нем и поселился филиал Института литературы. И именно этот домик можно считать первым музейным жилищем Тараса в столице, первым непосредственным его киевским музеем с небольшой экспозицией.
Ну, а сам институт, повторяю, выехал тогда в Харьков. Литературная его часть осталась при нем же, а художественная, так сказать, немного выделилась в самостоятельную структурную единицу и в 1933 году образовала так называемую Галерею картин Шевченко. Кстати, основу ее составило собрание Тарновского из Черниговского исторического музея, − помните?
Все мемории в одном выставочном зале: чернильница поэта, рабочие принадлежности на каждый день |
Однако и на этот раз не все так получилось как хотелось: уже через несколько лет после «переселения», а именно в 1939-м, в Киеве открывалась большая выставка по случаю 125-летия со дня рождения Тараса Григорьевича, поэтому большая часть Галереи картин вернулась в Киев. Прибыли экспонаты и из многих других городов. Такая фундаментальная выставка длилась на протяжении года. Может, и она повлияла на дальнейшую судьбу наследия Шевченко. Но как бы там ни было, однако в Харьков картины Шевченко уже не вернулись: по завершении юбилейной выставки правительство Украины своим решением от 20 сентября 1940 года сочло необходимым создать Центральный государственный музей Т. Г. Шевченко и расположить его в одном из лучших зданий Киева − Мариинском дворце.
Разве музей Шевченко прежде находился в Мариинском дворце?
Дело, разумеется, до этого не дошло: помешала война. Поэтому фонды новосозданного Центрального государственного музея Т. Г. Шевченко, Дома-музея Т. Г. Шевченко на Козьем болоте, а также остатки Галереи картин Шевченко были эвакуированы вместе с фондами Третьяковской галереи в Новосибирск.
В годы войны правительство еще трижды возвращалось к музейному наследию Кобзаря − принимались различные постановления об определенных реорганизационных мероприятиях по этому поводу, однако по разным причинам они не были реализованы. А уже в последние дни военных действий − 27 марта 1945 года появилось очередное постановление правительства об объединении Центрального государственного музея Т. Г. Шевченко и Галереи картин Шевченко в единый литературно-художественный музей. И только три года спустя, 22 июня 1948 года, когда к этому делу приложили руку поэт-академик Павел Тычина − тогдашний министр образования и не менее известный писатель и общественный деятель Николай Бажан − в то время занимающий должность заместителя главы украинского правительства, было принято еще одно решение − об открытии музея именно на бульваре Тараса Шевченко, 12.
Все мемории в одном выставочном зале: мольберт художника, краски |
Из чего же, наконец, сложилась к тому времени его фондовая основа?
Во-первых, объединились коллекции Центрального государственного музея Т. Г. Шевченко и харьковской Галереи картин Шевченко. Кроме того, фонды пополнились оригинальными шевченковскими документами, различными материалами из музеев и учреждений Чернигова, Днепропетровска, а также оригинальными произведениями Тараса Григорьевича, сохранившиеся в музеях Москвы и Ленинграда. Словом, приступая к созданию первой экспозиции в настоящем помещении, работники музея располагали почти 4000 экспонатов. Работа по обустройству экспозиции продолжалась целый год, она впервые подавала посетителям монографический показ жизни и творчества Тараса Шевченко, всесторонне освещала его творчество как поэта, художника, мыслителя, общественного деятеля. Эта, первая, музейная экспозиция действовала более 30 лет. Я помню ее еще со школьных лет, когда учителя приводили нас сюда, к Тарасу Григорьевичу.
− Юлия Анатольевна, на фасаде помещения музея висит табличка: само здание также принадлежит к национальному культурному наследию.
− Да, дом − достопримечательность архитектуры первой половины XIX века. До революции его владельцем был известный сахарозаводчик и меценат Николай Терещенко, при нем была осуществлена полная реконструкция здания. Поэтому в 1980-х годах, когда и музей стал на капитальный ремонт, строители и реставраторы придерживались именно Терещенковского образца. Тогда поправили конфигурацию комнат, восстановили их цветовую гамму. Кардинальным изменениям подверглась и сама экспозиция: мы отказались от идеологических догм советской эпохи, которыми перегружались жизнь и творчество Тараса Шевченко. Зато перед посетителями музея возникла реальная Тарасово время, он сам как человек-художник, его среда, ближайшее окружение.
Последние видоизменения экспозиция претерпевала в 2004-2006 годах: вся она перебралась на второй этаж дома, а первый отдано преимущественно под выставочном работу.
|
Кто же выставляется в «Шевченковском доме»?
И современные украинские художники, и он сам − Тарас Григорьевич… Ежегодно обязательно выставляем художественные работы Шевченко, представляющие ту часть коллекции, которая не освещена в экспозициях. Особым вниманием пользуются выставки Тарасовых реликвий − вещей, которыми он пользовался, которые носил или брал в руки. Представьте себе: все мемориальные вещи в одном выставочном зале − стульчик, мольберт, рубашка, краски, кисти, серебряная ложка… Или вот золотой перстень, в котором спрятаны волосы Тараса. В свое время его заказал для себя друг Шевченко Михаил Матвеевич Лазаревский, чтобы иметь такую реликвию. Собственно, людям, с которыми встречался Тарас Григорьевич в своей жизни, которые его ценили и дружили с ним, мы посвятили в нынешнем году отдельную выставку − «Шевченко и украинские дворянские семьи».
Все это достояние, оба экспозиционно-выставочных этажа делают Национальный музей Тараса Шевченко уникальной духовной сокровищницей, где хранятся оригиналы изобразительных работ, личные вещи, редкие фотографии, документы о жизни и деятельности Кобзаря. А еще − рукописные списки стихов и их первые печатные оттиски с автографами художника, почти все издания его произведений и ему посвященная литература, начиная с прижизненных и заканчивая современными отечественными и зарубежными работами. В общем, за 60 последних лет поисковой работы наша коллекция выросла с 4-х до 90 тысяч единиц.
К каким из них вы чаще приглашает гостей музея?
Всегда волнуюсь, когда подхожу к автопортретам Шевченко − к тому первому, юному Тарасу, написанному в 1840 году, и последнему − покрытому печалью «деда в кожухе»… Смущаюсь, когда стою перед оригиналом произведения Карла Брюллова «Портрет Жуковского». За эту работу, как известно, юный Тарас был выкуплен из крепостной неволи. А у картины Николая Лаврова «Портрет Прасковьи Лавровой» мне частенько вспоминаются эти строки Шевченко:
По діброві вітер віє,
Гуляє по полю,
Край дороги гне тополю
До самого долу.
Прасковье, вспомним, поэт посвятил поэму «Тополь». Она была сестрой друга Тараса Петра Петровского, студента Академии искусств, которая впоследствии стала женой Николая Лаврова. Узнав об этом после возвращения из ссылки, Шевченко даже не захотел видеться с Прасковьей. Видимо, любил ее, поэтому сердце пронизывала ревность. Достоверной информации об этом нигде нет, но поэму, наверное, недаром посвятил…
Или вот еще один раритет − «Катерина». Шевченко писал эту картину в 1842 году для Тарновского-старшего − Григория Степановича. Тот жил тогда в Качановке на Черниговщине, имел собственную картинную галерею. «Катерина» же переросла свою роль заказной работы для частного периферийного собрания. Однако она стала знаковой и в дальнейшей роли Черниговщины при учреждении Национального музея Тараса Шевченко. Вот откуда истоки исходят: от Тарновского-старшего к Тарновскому-младшему и дальше… А в самой Качановке, кстати, до сих пор действует хороший музей.
Приближается 200-летие со дня рождения Тараса Шевченко
Как готовитесь к знаменательному юбилею?
Активизируется и углубляется, прежде всего, научно-исследовательская работа музея. Наши сотрудники участвуют в подготовке к печати нового Полного собрания сочинений Кобзаря в 12-ти томах и Шевченковской энциклопедии в 4-х томах. Работа, разумеется, чрезвычайно сложная и многоплановая, поэтому к ней привлечены также специалисты Института литературы имени Т. Г. Шевченко, Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М. Т. Рыльского, Института языкознания имени А. Потебни НАН Украины.
Но прежде всего наш взгляд обращен к младшему поколению, к детям. С ними музей работает ежедневно и ежесекундно, независимо от юбилейных дат или выходных, несмотря на день или ночь.
Музей и ночью работает?
Иногда и ночью. Начав несколько лет назад по инициативе министерства культуры Франции и при поддержке Международной ассоциации музеев, ежегодно тысячи музеев мира одновременно проводят акцию «Ночь в музее». Новая форма музейной работы вызвала живой интерес и среди наших гостей. Молодежи, например, особенно запомнилась ночная экскурсия «Музы Тараса Шевченко», посвященная теме любви поэта. Представьте себе такое.
В первом зале музея гостей встречала кудрявая Оксана, с которой юный Тарас дружил еще в своем родном селе, мечтал о счастливой семье. Потом видели польку Дуню Гусаковскую, других женщин, с которыми Тарас встречался, испытывал к ним определенные сантименты. А в шестом зале ночные гости наблюдали за княжной Варварой Николаевной: вот она пишет письмо своему духовному наставнику, делится с ним о том, что познакомилась с Тарасом, что это абсолютно уникальная личность… Все действо происходит в полумраке, присутствует сам «автор» в исполнении киевского актера, читаются поэзии Шевченко, строки из его дневника… Вдруг широко распахивается дверь, загорается яркий свет, звучит живая музыка, в танце кружит пара. Бал! Именно на балу Тарас Григорьевич впервые увидел Анну Закревскую и очень полюбил ее.
|
А вот школьники стремятся не только увидеть и услышать, но и пощупать, как говорится, собственными руками. Особый интерес вызывает у них то, как Шевченко производил свои знаменитые офорты, за которые, кстати, первым в Академии искусств получил звание академика гравировки. Современные же художники говорят: у Шевченко особый штрих офортиста, он достиг заметных высот… Так вот, дети, посетив наш музей, собственноручно могут изготовить офорт и взять его себе на память. Это их забавляет, манит, а следовательно, и Шевченко становится им ближе, понятнее.
Иначе говоря, музейная работа сегодня − уже не только и не столько просто экскурсии. На самом деле здесь ведется многоплановая работа, призванная разными формами заинтересовать потенциальных посетителей и донести до них живое слово о нашем национальном гении. Поэтому при музее плодотворно работают хорошо оборудованный кинозал, литературная гостиная «Территория слова», где собираются писатели, художники и просто любители изящного слога. А каждый понедельник в прямом эфире Украинского радио на канале «Культура» выходит наша, так сказать, фирменная радиопрограмма «Живая душа поэта святая»…
− Имя Тараса Шевченко известно во всем мире: во многих странах ему установлены памятники, его произведения переведены почти на все языки мира… А как часто посещают ваш музей иностранные гости?
− В последнее время не часто. Хотя еще лет 15-20 назад иностранцы довольно живо интересовались музеем и оставались очень довольны посещением. Новая генерация тех, кто так или иначе связан с Украиной, к сожалению, мало знает о Шевченко. Наверное, мы в этом виноваты. Скажем, туристические маршруты, которые составляются для гостей из заграницы, охватывают все титульные исторические объекты столицы, однако почему-то обходят стороной Шевченко. Между тем, зарубежные туристы, зайдя к нам по собственной инициативе, спонтанно, остаются не просто довольны, а поражены и даже удивлены. Никак нельзя сказать, что они выходят отсюда с пустыми глазами.
− А часто сам музей выезжает «с Шевченко» в зарубежье?
− Конечно, музей популяризирует свою коллекцию через выставки, как в Украине, так и за рубежом. Наши экспонаты в разные времена выставлялись в России, Чехии, Латвии. Но, видимо, этого слишком мало, нам не под силу самостоятельно проводить выездную политику: это дело слишком дорогое для бюджетного учреждения. Хотя, мне кажется, теряем при этом гораздо больше, ведь Шевченко − такой многогранный, всеобъемлющий и значимый для Украины…