Обсуждают...
Опрос посетителей
Чего не хватает на сайте?

Booking.com
26 май 16:36Музеи

Литературно-мемориальный дом-музей Т. Шевченко в Киеве

     

Адрес: г. Киев, пер. Шевченко, 8а. 

Телефон: +38 (044) 228-35-11.

Выходные дни: пятница. 

Один из трех шевченковских музеев Киева. Мемориальный музей воспроизводит атмосферу 1846-47 гг., когда Шевченко жил в Киеве вплоть до ареста по делу Кирилло-Мефодиевского товарищества.

Сам дом – раритет киевской застройки первой половины ХІХ столетия. Он простроен в 1835 г. и сохранился до наших дней. И уже потому он уникален. Улица, на которой жил Шевченко, в то время именовалась Козьим болотом. Поэт поселился здесь у коллежского секретаря Ивана Житницкого, давшего будущему Кобзарю рекомендацию для поступления в Академию искусств. Поэтому Тарас Шевченко не случайно выбрал этот адрес для проживания в Киеве.

 

Со временем дом Житницкого был перестроен и значительно обветшал. После революции он был отдан под жилье. В 1925 г. по ходатайству известного художника, профессора Архитектурного института Василия Кричевского, дом был отремонтирован. В. Кричевскому художественное руководство оформлением дома-музея, составление проектов комнат, мастерской и сада. 10 ноября 1928 года музей был торжественно открыт для посетителей. В течение 1928-1941 года он пополнялся работами советских художников. В войну музей сильно пострадал, но дом уцелел.

В послевоенное время экспозиция была не очень богатой, но сама подлинность столь «старосветского» дома вблизи помпезного Крещатика производила на посетителей большое впечатление. Нынешняя экспозиция разработана в начале 1990-х годов и не содержит ненужного лоска и идеологических штампов, связанных с фигурой Шевченко. При музее – приятный сад, «садок вишневий» - единственный, сохранившийся в центре города усадебный сад того времени.


Заведующая Домом-музеем Т. Шевченко
Елена Сёмка
Заведующая Домом-музеем Тараса Шевченко
Елена СЁМКА:

«ЭТО УСАДЬБА СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА,
«УКРАШЕННАЯ» ВЕЛИЧИЕМ САМОГО ШЕВЧЕНКО»

В самой сердцевине Киева, всего в нескольких десятках метров от площади Независимости, стоит в объятиях высокого деревянного забора обычная украинская хата. За забором — характерный для киевских усадеб XIX века фруктовый сад и роскошный цветник. Девушки, хозяйничающие сейчас на подворье, каждую весну сами ходят на базар за цветочными семенами, затем тщательно готовят-засевают грядки и вплоть до поздней осени тщательно ухаживают за цветниками. Сад же засаживался постепенно на протяжении многих лет. Если наведаться к дому посреди лета, то можно увидеть, как сочные яблоки щедро устилают травяной ковер под деревьями. Сад цветет и плодоносит!

Вот только старая шелковица в глубине двора, — потрескавшаяся, покосившаяся и перетянутая толстенным пучком проволоки, чтобы не отломилась одна из толстых веток, — увы, уже давно не родит. Но радует уже хотя бы тем, что, слава Богу, еще не засохла за почти 200 своих лет. Поэтому девушки за ней ухаживают, а кто-то из мужчин уже давным-давно замуровал огромное дупло на стволе кирпичом, чтобы не дать снегам-дождям расширять его дальше и подтачивать ствол изнутри. Хотя все понимают, что этого уже мало, что пора, наверное, обратиться к большой науке, чтобы вылечить уважительное дерево, Всем хочется продлить возраст престарелой шелковицы — современницы Тараса Шевченко, который весной 1846 поселился в этом доме и, бывало, расхаживал приусадебным садом...

Дом-музей Т. Шевченко
в столичном переулке Тараса Шевченко, 8-а

– Чудом сохранилась не только шелковица, но и сам дом, — рассказывает заведующая литературно-мемориальным Домом-музеем Тараса Шевченко в Киеве Елена Сёмка. — Сохранились они только благодаря тому, что здесь жил Тарас Григорьевич. Возможно, и Господом охраняется усадьба, ведь во время прошлой войны, когда весь Крещатик был разрушен, в этом доме одни только стекла повылетали. Хотя, к слову сказать, многое исчезло из самого дома, который еще задолго до войны стал музеем, — оккупанты вывозили ковры, документы, даже скульптуру. Но работники музея успели передать в эвакуацию самое ценное — личные вещи Тараса Шевченко. Они и составляют сегодня основу нашей экспозиции.

– Елена Григорьевна, о чем же Вы рассказываете гостям Дома-музея?

– Прежде всего, о том, как появился на этом месте домик, понравившийся впоследствии Тарасу Шевченко и избранный им для проживания.

– И правда: как?

– Но сначала интересно будет знать, что во времена Киевской Руси здешняя территория называлась Перевесище. Название пошло от того, что люди натягивали в этих местах сетки и таким образом ловили дикую птицу и зверя. Такой была охота. Впоследствии в этих болотистых и травянистых местах пасли коз. Так родилась новое название местности — «Козье болото». А уже после утверждения генерального плана застройки Киева, подписанного царем Николаем I в 1830-х годах, началось активное ее заселение. От торговой площади (ныне это площадь Независимости) вверх к Софии Киевской и Михайловскому Златоверхому собору потянулись, словно лучи солнца, новые улицы и переулочки. Так появился и переулок Козиноболотский (позднее — Крещатицкий, а уже теперь — переулок Тараса Шевченко). В 1835 году мелкий чиновник Иван Житницкий построил на этом переулке собственный дом по типовому проекту, разработанному специально для узких улочек и переулков.

Склоненная и перетянутая
пучком проволоки...
Старая шелковица — современница Т. Шевченко

Замурованые дупла шелковицы

А 10 лет спустя, весной 1846 года, дом Житницкого понравился Тарасу Григорьевичу, когда он приехал в Киев. Шевченко и поселился в нем. Снимал одну комнату, окна которой выходили на улицу, а также небольшое помещение на мансарде, которое обустроил под художественную мастерскую. Здесь великий поэт прожил счастливый год, полный творческой работы, интересных встреч и вечеров в кругу друзей. Ведь вместе с Тарасом в этом же доме поселились его близкие приятели — украинский поэт Александр Афанасьев-Чужбинский и художник Михаил Сажин. Вот что писал по этому поводу в своих воспоминаниях Афанасьев-Чужбинский: «Когда Шевченко вернулся из Седнева, мы встретили его давнего приятеля художника Михаила Сажина и вскоре поселились вместе на Крещатике, на улице, которая называлась «Козье болото»...» И далее: «Здесь началась новая жизнь в чрезвычайно поэтической атмосфере».

Памятник Т. Шевченко на территории Дома-музея Садик цветет и плодоносит!

– Что означала «новая жизнь» для Шевченко?

– Вместе с Михаилом Сажиным Шевченко рисовал киевские пейзажи, надеясь издать альбом, посвященный Киеву. «Пошел он (Шевченко) однажды утречком рисовать руины Золотых ворот и сказал, что вернется вечером. Золотые ворота были недалеко от нашего дома», — вспоминал Афанасьев-Чужбинский. Собственно, Шевченко решил тогда нарисовать все живописные пейзажи Киева, внутренние виды храмов и интересные окрестности. Когда не мешала погода, то он вместе с Сажиным пропадал на пленэрах с самого утра.

Тарас с большим вдохновением работал также в Киевской археографической комиссии и по ее заданию создал целый ряд архитектурных пейзажей в разных губерниях Украины. С профессором Михаилом Максимовичем участвовал в археологических раскопках древних захоронений у Фастова. А еще, как писал все тот же Афанасьев-Чужбинский, «часто вместо светского салона мы отправлялись к Днепру, садились на кручи и созерцали прекрасную панораму, пели песни или думали каждый свою думу. Наверное, с тех дум родились и две известные баллады Тараса Шевченко, написанные в этом же доме на Козиноболотском переулке летом того же, 1846-го, года — «Русалка» и «Лилея». Может, именно в этом саду, возле этой же старой шелковицы цвела когда-то белая лилия и навеяла соответствующие настроения и думы поэта. Музей хранит факсимиле рукописи этих баллад...

Рабочий стол Тараса «Комната Шевченко»

Вспоминая о Шевченко той киевской поры, Пентелеймон Кулиш писал: «Шевченко... Уже был не кобзарь, а национальный пророк. Киевская интеллигенция окружала украинского барда глубоким почитанием.

– Побывав в «комнате Шевченко», взглянув на рабочий стол поэта, на душе становится как-то немного не по себе, кружится воображением голова: неужели действительно он здесь жил, здесь работал?

– Доподлинно известно: это именно та комната среди пяти других, расположенных на первом этаже дома. Доказательства собраны из многочисленных воспоминаний тех, кто бывал здесь, встречался с Тарасом. Как-то однажды пожаловал сюда его приятель — российский журналист Виктор Аскоченский. Он вспоминал, что тогда стояла жаркая пора, окна выходили на дорогу и были открыты... Между окнами стоял стол, на нем — бумаги, разбросаны монеты... По улице мимо окон как раз проходил слепой нищий с мальчиком-поводырем, просил милостыню. Аскоченский взял со стола монету, хотел подать ее нищему. Но Шевченко вскочил: чего, мол, такую мелочь подаешь! И сам протянул через окно полуимпериал. Нищий пощупал его и вернул хозяину комнаты со словами: «Негоже нищему иметь такие большие деньги». Поэтому пришлось Шевченко подать более мелкую монету.

Летний белый костюм Т. Шевченко
и подаренная сестрой рубашка
Солдатская сорочка

Как бы там ни было, истина в том, что в доме есть только одна комната, которая выходит окнами на улицу. Сохранились упоминания и о других деталях обустройства комнаты. Скажем, о печке с красивыми голубями. Во время последней реставрации на ней, кстати, заменили несколько потрескавшихся со временем керамических плиток. А из мебели не сохранилось ничего. И стол, стоящий в экспозиции «комнаты Шевченко», хоть и «приписан» к той давней эпохе, но все же не из этой усадьбы. Единственное, что осталось от Житницких, — фисгармония. Возможно, дочери хозяина владели музыкальной грамотой, и Шевченко слышал звуки этой фисгармонии, стоящей в углу одной из комнат Дома-музея.

– Какие еще вещи «помнят» Шевченко? Какие из них вызывают особый интерес специалистов и посетителей музея?

– Конечно, это летний костюм Шевченко. В нем его помнили современники. В нем он ходил по Киеву в 1859-м году, в последний свой приезд, когда находился здесь две недели под арестом. Есть солдатская рубашка и фляга. Есть еще одна рубашка, подаренная сестрой, с украшенным оторочкой воротником.

Особую атмосферу присутствия Шевченко-художника сохраняет мастерская на мансарде — посетители словно попадают в чудесный уголок Киева середины XIX века, «украшенный» величием самого художника. Здесь много граверных принадлежностей — резцы, которыми делались офорты, богатая готовальня явно европейского производства, а также некоторый художественный инвентарь, сделанный руками самого Тараса: специально заостренный для офортных работ гвоздь, например. Экспонируем и сами офорты Шевченко. Среди них — оригинальный офорт «Старосты», где воспроизведен один из украинских национальных обычаев — сватовство. А еще в мастерской есть оригинальный раскладной стульчик на дубовых ножках, обтянутых мешковиной, и этюдник, краски, «фирменные» итальянские и самодельные угольные карандаши, кисти — словом, все то, с чем Шевченко ходил на этюды. «Сегодня и всегда, поклон этому дому, где кисти еще сохраняют прикосновение руки Шевченко», — записала в книге посетителей Дома-музея наша современница, известная украинская поэтесса Лина Костенко.

М. Сажин. Пейзаж старого Киева.
На переднем плане справа — дом Житницких
Киевские зарисовки Т. Шевченко

Конечно же, большой интерес посетителей вызывает и довольно богатая литературная экспозиция Дома-музея. Экспонируем факсимиле сборника «Три лета». Как известно, именно за нее поэт и пострадал — был сослан на 10 лет... Здесь же — факсимильные рукописи баллад «Лилея» и «Русалка»...

Обобщая, можно сказать так: экспозиция музея рассказывает о трех приездах Тараса Шевченко на Украину. Начиная с 1843 года, когда он, еще будучи учеником Петербургской академии искусств, прибыл в Киев, имея на руках билет на проезд в Малороссийские губернии сроком на четыре месяца. Затем он был здесь как художник, работал в археографической комиссии и жил в доме на Козиноболотской улице. Этот период пребывания Шевченко представлен в экспозиции наиболее развернуто. И, наконец, его последний приезд в Киев в 1859 году.

– Конечно же, самый ценный «экспонат» музея — сам дом Житницких... Как он дорос до такого своего статуса?

– Интерес к нему, действительно, был и остается большим. Особое значение дом приобрел сразу после смерти Тараса Шевченко в 1861 году. Жители ревностно хранили память о пребывании в нем великого поэта и художника, киевляне относились к дому Тараса с особым уважением. Например, преподаватели киевских вузов приводили своих студентов на Козиноболотскую улицу, чтобы те просто посмотрели на этот домик. После смерти хозяина усадьбы Ивана Житницкого в 1890 году дом переходил к разным собственникам, а с 1917 года стал коммунальным жильем. Но информация о том, что в нем жил Тарас Шевченко, дошла до тех, кто собирал сведения о культурных достопримечательностях Киева под руководством искусствоведа Федора Эрнста. Поэтому вскоре сооружение занесли в реестр исторических памятников города. А самые полные сведения о нем собрал профессор художественного института Василий Кричевский. Он же первым и поднял вопрос об открытии в этом доме музея Тараса Шевченко. «...чтобы на него обратили внимание, кому следует, — писал профессор. — Надо привести его в порядок и зафиксировать, что в доме жил Шевченко. И стоило бы устроить дом Шевченко на «Козьем болоте» с избой-читальней, музеем и т.п.».

Малярные принадлежности Т. Шевченко Мастерская Шевченка

Старания не прошли даром. 12 августа 1925 года Киевский окружной комитет принял решение о выселении жильцов из дома и перевода его в распоряжение Всеукраинской академии наук. По проекту и под руководством Кричевского в течение 1925-1927 годов в доме проводился капитальный ремонт и реставрация, а также — художественное оформление экспозиции. 10 ноября 1928 года состоялось торжественное открытие Дома-музея Тараса Шевченко.

Вторая реставрация музея проходила с 1969 по 1973 годы. Тогда коренные изменения претерпел и двор. Работая над восстановлением усадьбы, реставраторы руководствовались чертежами вариантов образца фасада, по которым в свое время был построен дом Житницкого. Обращались также и к гравюре по рисунку Михаила Сажина «Вид старого Киева» с изображением на ней домика, в котором жил Тарас Григорьевич. Наконец были полностью восстановлены все конструктивные элементы усадьбы. А последние, третьи, ремонтно-реставрационные работы, а также построение новой экспозиции производились в 1992-1995 годах.

Кстати, в прошлом году сюда приезжал потомок Василия Кричевского. Посмотрел своими глазами, какой дом-музей удалось учредить его предку, и говорит: долго готовился я к приезду, а теперь вот упрекаю себя за то, что так неспешно выбирался, что раньше сюда не добрался...

Фисгармония дома Житницких Рушник, с которым встречали
Т. Шевченко
в Переяславе в 1859 году
Чернильная ручка Тараса

– Кому теперь принадлежит дом Житницких? Под чьей «крышей» работает музей?

– В 1966 году литературно-мемориальный Дом-музей Тараса Шевченко переведен в статус филиала Государственного (ныне — Национального) музея Тараса Шевченко. А в январе 1970 года его взяли под государственную охрану.

– Подпадает ли под «государственную охрану» старая шелковица на границе усадьбы?

– Ботаники, к сожалению, сюда не наведываются, за шелковицей ухаживаем своими силами. А вот относительно границы подмечено верно. Дело в том, что усадьба в нынешнем виде — это не вся бывшая территория Житницких. После смерти главы семьи часть ее была продана. Обратите внимание на нынешний адрес Дома-музея: переулок Тараса Шевченко, 8-а. А вот «б» — как раз та проданная часть, сейчас она принадлежит «Проминвестбанку». А банк, как и другие богатые соседи, ведет довольно активное строительство. Стоит ли говорить, что агрессивное окружение вредит не только шелковице — Тарасовой современнице, — но самому «дому Шевченко»?

– Чем же сегодня живет Дом-музей?

– Уже хотя бы тем, что он сам по себе. Он всегда открыт для киевлян и гостей столицы. В последнюю среду месяца вход в музей бесплатный. Можно просто зайди во двор, походить-посидеть в садике. Довольно символична и плата за экскурсию. А на мартовские Шевченковские праздники люди приходят к нам без всяких приглашений. В такие дни (да и не только, кстати, в марте) здесь проходят творческие вечера, концерты, презентации новых проектов шевченкианы.

Тем временем наши ученые продолжают свои поиски и исследования: открываются новые подробности жизни и творческой деятельности Тараса Шевченко во время его пребывания в Киеве, готовятся более детализированные экспозиции. Подумываем, чтобы основать при музее клуб «Козье болото»: хотелось бы собрать в нем знатоков и любителей истории Киева, дать возможность «киевской шевченкиане» расшириться далеко за пределы этой усадьбы.


Что же на самом деле такое -рожистое воспаление и как его лечить.
Источник: http://starozhitnosti.kiev.ua/


Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.