Владимирский собор

Booking.com

Многие называют его «храмом-музеем», и это действительно так. Относительно небогатая архитектура Владимирского собора не вполне соответствует роскоши и художественности его внутреннего убранства.

Участие в росписях собора принимали выдающиеся живописцы – Васнецов, Нестеров, Котарбинский, Свидомский, Мамонтов, Врубель. Их творения – это человеческое проникновение в божественный замысел.


Заложенный в 1862 году, Владимирский собор был освящен только в августе 1896 года. К его строительству «прикладывали руку» два последних российских императора, четыре архитектора; на современном языке его смело можно назвать долгостроем. В 30е годы 20 века Владимирский собор был превращен в атеистический музей, книгохранилище; даже рассматривался вопрос его уничтожения вместе с десятками других культовых сооружений Киева. К счастью, этого не произошло.

 

Сегодня здесь хранятся церковные святыни – мощи преподобного Макария и Великомученицы Варвары, а сам собор проводит службы Божьи и открыт для верующих и туристов. Храм освящен в честь равноапостольного Владимира – великого киевского князя, внука княгини Ольги – первой христианки среди князей. Не случайно множество сюжетов настенной живописи собора посвящено им, так много сделавшим для Руси и Киева.

Славен Владимирский собор и одним из лучших в Украине церковных хоров, с которым связаны имена М.П. Гайдая, его дочери Зои, великого певца И.Козловского и др.

Святая великомученица Варвара

Святая великомученица Варвара родилась в городе Илиополе (нынешней Сирии) во время правления императора Максимина (305-311 гг.) в знатной и богатой семье. Отец Варвары Диоскор был ярым язычником. Рано лишившись своей супруги, Диоскор был страстно привязан к своей единственной дочери, которую желал оградить от посторонних взглядов и воспитать в духе язычества. Для этого он заточил Варвару в высокую башню, обезопасив от общения с христианами. Находясь в башне, девушка, любуясь красотой внешнего мира, пришла к выводу, что лишь рука Господня могла сотворить подобное чудо.

Тем временем отец Варвары, желая выдать красавицу-дочь за одного из многочисленных женихов, просящих ее руки, разрешает ей покинуть темницу. Когда Диоскор был вынужден ненадолго покинуть город, Варвара сблизилась с христианами, которые рассказали ей о Триедином Боге, о страданиях и Божественном Воскресении Христа. Варвара приняла крещение и решила посвятить всю свою жизнь служению Богу.

По возвращению, отец, узнав о решении дочери и о предстоящем для себя позоре, пришел в ярость и бросился на нее с мечом, однако Варвара успела выскочить из дома и спрятаться в горной расщелине, которая чудом расступилась перед ней. Очень скоро беглянка была найдена и отдана собственным отцом городскому правителю на жесточайшие муки, которым подвергались христиане.

Святая Великомученица Варвара

С именем Господа на устах Варвара приняла все пытки и истязания. Вера в Бога укрепила ее дух, и она ни на миг не отреклась от Всевышнего, даже перед страхом мученической смерти. Обезглавленная  родным отцом, Варвара становится Святой, и душа ее возносится к небесам. Мучителя Диоскора поражает столб огненный, а тело рассыпается в прах.

С той поры Святую Великомученицу Варвару почитает весь христианский свет. В 6 веке ее мощи перенесены в Константинополь, а в 12 веке дочь византийского императора Алексея Комнина — княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев. Сегодня они находятся в кафедральном соборе Святого Владимира как одна из наибольших святынь христианства, привлекая отовсюду паломников для поклонения.

 

 

Владимирский собор — главный храм Украинской православной церкви Киевского патриархата. Находится в Киеве на бульваре Тараса Шевченко.

 

История Интерьер Паникадило  В 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет в своём письме к императору всероссийскому Николаю I выразил идею о необходимости сооружения в Киеве храма, который был бы памятником великому князю Киевскому Владимиру Святославичу. Было решено, что храм будет сооружён исключительно на благотворительные пожертвования.  12 июля 1853 года император Николай I утвердил доклад Священного Синода о сооружении в Киеве соборного храма во имя Святого равноапостольного князя Владимира, а уже в августе был создан строительный комитет, в который вошли преимущественно духовные лица. Проектирование храма было поручено архитектору Ивану Штрому.  С 1857 года со смертью митрополита Филарета количество благотворительных пожертвований ощутимо уменьшилось. Новый митрополит Исидор, хотя и не так активно как его предшественник, но следил за строительством храма. Он добился того, что для сооружения храма был выделен участок земли рядом с Киевским университетом святого Владимира, хотя раньше участок для собора был выделен в пределах города Ярослава. Однако в 1857 году в Киев прибыл император всероссийский Александр II, который заинтересовался проектом. Ознакомившись с ходом строительства собора, он повелел возвести его на пустыре между Бибиковским бульваром и Фундуклеевской улицей.  В 1859 году Иван Штром представил чертежи собора на рассмотрение строительного комитета. Собор был спроектирован в неовизантийском стиле, в его основу был положен крест. Собор должны были увенчать тринадцать золотых куполов. Строительный комитет, рассмотрев и одобрив проект, отправил чертежи в Петербург, где его утвердил лично Александр II.  В марте 1860 года была спланирована площадка для строительства соборного храма. Учитывая дефицит средств, строительный комитет поручил епархиальному архитектору Павлу Спарро переработать проект Ивана Штрома с целью уменьшения размеров сооружения и сметы на его строительство. Спарро, чтобы полностью не переделывать проект, решил снять боковые нефы, то есть изменить крестовидную основу. Вместо тринадцати куполов он оставил семь.  Непосредственный надзор за строительством строительный комитет поручил Александру Беретти, который внёс значительные изменения в проект Штрома—Спарро.  15 (27) июля 1862, в день празднования памяти князя Владимира, в присутствии местной аристократии и духовенства митрополит Киевский и Галицкий Арсений заложил первый камень будущего храма.  Уже в 1866 году собор был выстроен до куполов. Однако неожиданно стены, а вслед за ними арки и перекрытия, дали глубокие трещины. Стало понятно, что они не выдержат веса куполов. Работы прекратили, был создан специальный технический комитет из ведущих киевских архитекторов, из Петербурга вызвали Ивана Штрома. Выяснилось, что ситуация вызвана допущенными при переделках проекта ошибках в математических расчётах.  В 1875 году в Киев снова приехал император Александр II. Осуществляя инспекционный осмотр города, он поинтересовался и строительством соборного храма. Увидев пустую строительную площадку и полностью прогнившие леса, он приказал любой ценой продолжить строительство. Из Петербурга немедленно вызвали одного из известнейших архитекторов Рудольфа Бернгарда, который совершил точные математические расчеты нагрузок на стены и перекрытия, а затем нашёл и техническое решение для ликвидации трещин. Внешние несущие стены было предложено укрепить пристройкой боковых нефов и контрфорсов.  В июне 1876 года были возобновлены строительные работы, которые возглавил киевский архитектор Владимир Николаев. Он разработал проекты боковых нефов. Внутри храм был разделён на три нефа: средний и два боковых, а те в свою очередь разделены хорами на две неравные части. Округлость строению предоставляли апсиды, соответствовавшие ширине внутренних нефов. В соборе планировалось сделать пять притворов (три внизу и два на хорах). Однако по византийским традициям было решено, что во Владимирском соборе будет один престол в среднем нефе, в правом же разместится жертвенник, а в левом — ризница. Ещё два алтаря — Ольгинский и Борисоглебский — должны были находится на хорах.  В 1882 году двадцатилетнее строительство Свято-Владимирского собора завершилось. Возник вопрос о внутреннем оформлении собора, его росписях и интерьерах. Член Киевского церковно-археологического общества и профессор Киевской духовной академии Иван Малышевский выразил мнение, что внутренний вид собора должен стилистически и канонически соответствовать храмам эпохи, во время которой жил князь Владимир.  За создание проекта оформления и отделки собора взялся археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов. Через год он представил строительному комитету и Церковно-археологическому обществу детальный проект художественного оформления Свято-Владимирского собора, указав место размещения каждого сюжета, его размеры, а также представив рисунки мраморных иконостасов и кивория. Однако строительный комитет этот проект отклонил. Создание нового проекта художественного оформления было поручено архитектору Николаеву.  Однако в это время Адриан Прахов представил свой проект оформления Свято-Владимирского собора на рассмотрение Петербургского археологического общества, которое не только его одобрило, но и, заручившись поддержкой бывшего обер-прокурора Синода и министра внутренних дел Дмитрия Толстого, назначило профессора искусствоведения руководителем художественного оформления собора. Для росписей Свято-Владимирского собора Адриан Прахов пригласил в 1885 году Виктора Васнецова, а впоследствии и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и некоторых других художников.  Весной 1896 года роспись и отделка собора практически были завершены, за исключением Ольгинского и Борисоглебского приделов на хорах. Освящение должно было состояться 15 (27) июля, в день памяти князя Владимира, но торжества перенесли на более позднее время: ожидали приезда в Киев императора всероссийского Николая II.  1 сентября (20 августа) 1896 в присутствии императорской семьи, сановников, высшего духовенства и клира митрополит Иоанникий освятил Свято-Владимирский собор.  12 июня (30 мая) и 14 июня (1 июня) 1913 в соборе проводились торжественные богослужения с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Григория IV.  В мае 1914 года при соборе основано Свято-Владимирское братство.  1 апреля (19 марта) 1917 в соборе состоялось торжественное богослужение памяти Тараса Шевченко.  В 1929 году Всеукраинский центральный исполнительный комитет одобрил решение о закрытии собора и превращении храма в Музей антирелигиозной пропаганды. Некоторое время здесь находились архивные фонды местных органов власти, потом книгохранилище педагогического института.  В 1944 году Свято-Владимирский собор стал кафедральным храмом митрополита Киевского и Галицкого, экзарха Украины.  В 1995 году в Свято-Владимирском храме состоялся собор Украинской православной церкви Киевского патриархата, на котором митрополит Филарет был избран Патриархом Киевским и всея Руси-Украины.

Booking.com
Оцените статью
Добавить комментарий