Небесно-голубой, сияющий, златоверхий Михайловский храм на территории одноименного монастыря, который в 2008 году широко отмечал 900-летие, своей изысканностью и великолепием никого не оставит равнодушным.
Основанный в 1108 году киевским князем Святополком Изяславовичем, монастырь был освящен в честь архистратига Михаила. Святой Михаил, особо почитаемый в Византии, культ которого вместе с христианством был занесен оттуда, чтился как покровитель князей, заступник во время военных походов. Ему приписывали уничтожение языческих идолов; позже Михаил стал защитником казачества. Михаил – святой покровитель Киева и киевлян.
В связи с тем, что единственный купол главного монастырского храма был впервые в Киеве позолочен, монастырь именовали Златоверхим. С начала 12 века, после захоронения в храме князя Святополка, он становится княжеской усыпальницей.
Главной святыней храма были мощи святой великомученицы Варвары, для которых он и был построен. Гробница с мощами стояла в центре собора; сначала она была сделана из кипариса, а в конце 17 века заменена на серебряную.
Во время нашествия на Киев орд хана Батыя монастырь был разорен, длительное время был в запустении. Возрождался Михайловский монастырь в начале 18 века, был обогащен комплексом барочных сооружений (колокольней, келейными корпусами, трапезной церковью Иоанна Богослова). На рубеже 19-20 веков на территории монастыря появилась гостиница для паломников, при ней – храм Смоленской Богоматери. При монастыре работала библиотека, церковная паломническая школа, имелась ризница и просфорная.
В 1936 году в связи со строительством комплекса правительственных учреждений, Михайловский Златоверхий собор был взорван и разобран по приказу коммунистических властей Киева того времени.
На рубеже 20 и 21 веков собор был снова возрожден; храм, и площадь перед ним восстановили в их первозданном виде. Сегодня Михайловский Златоверхий собор, главный храм мужского монастыря, является духовным центром Киева и Украины.
Миха́йловский Златове́рхий монасты́рь — один из древнейших монастырей в Киеве. Включает разрушенный в 1930-е и заново построенный в средине 1990-х годах соборный храм в честь Архангела Михаила в стиле украинского (мазепинского) барокко, а также трапезную с церковью Иоанна Богослова (1713) и колокольню (1716—1719).
Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобычная традиция.
Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу.
Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом I (в крещении Димитрием).
Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.
Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.
Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дают ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями, униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.
С присоединением Киева к Московскому государству, Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левoбepeжнoй Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов чигиринских, викариев киевской епapxии. Древняя церковь Святополка составляет теперь среднюю часть главного монастырского храма; от неё уцелели алтарные абсиды, стены до известной высоты и главный купол; сохранилось также несколько древних мозаических изображений, а в 1888 году были открыты древние фрески.
В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.
Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году.
Разборка и снос собора осуществлялись в 1934—1936 годах; мощи великомученицы Варвары были перенесены во Владимирский собор. В 1934—35 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа рестовраторов под руководством В. Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую абсиду Михайловского собора. Также были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески.
Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных храмов Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.
На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и уникальный клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.