«Собор Святой Софии, премудрости Божьей, митрополия» была заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Размеры Софийского собора в Киеве (54,6 на 41,7 метра) и его несравненная красота вызывали восхищение и у митрополита Иллариона (XI в.), и у бискупа Юзефа Верещинского (XVI в.) С XIX в. (начиная с Евгения Болховитинова) Софийский собор в Киеве стал объектом научных исследований.
Пространственное решение собора Святой Софии Киевской было пирамидальным: большой центральный купол окружали двенадцать меньших, а к главному объему прилегали с трех сторон две открытые галереи — двухъярусная внутренняя и одноярусная внешняя. Хоры собора Святой Софии имели необычно большую площадь, поэтому считают, что именно тут находился главный «офис» Киевской митрополии — помещение для приемов, библиотека, канцелярия, казна. Кроме того, на хорах во время богослужения находился князь со свитой. Попадали они сюда по винтовым лестницам, которые имелись в двух башнях, встроенных в западную галерею.
С архитектурой Софийского собора в Киеве гармонировало и его оформление. Центральный купол и главный алтарь собора Святой Софии были украшены мозаиками, другие части храма, а также столпы галерей и ниши на фасадах — фресками. Эффект от настенных изображений усиливали мозаичные полы, резная мраморная предалтарная преграда (иконостасов тогда еще не делали), мраморные пороги и колонны, резные шиферные парапеты второго этажа. Посетители Софийского собора в Киеве также вносили свою лепту в его оформление, оставляя на стенах многочисленные граффити.
Святая София служила также некрополем, в частности, родовой княжеской усыпальницей. До сих пор в соборе Святой Софии хранится саркофаг Ярослава Мудрого, были похоронены в соборе Святой Софии сын Ярослава Всеволод, внуки Ростислав и Владимир Всеволодовичи, правнук Вячеслав Владимирович. Но это не мешало близким родственникам покойных князей периодически грабить храм. Первыми «отличились» суздальцы и их союзники во время погрома города 1169 года, а в 1203 г. с них взял пример Рюрик Ростиславич. Между этими двумя нападениями интерьеры Софийского собора в Киеве едва уцелели от большого пожара 1180 г.
Во время монгольского нашествия Софийский собор в Киеве и Софийское подворье также были жестоко разграблены, но собор Святой Софии не был разрушен и продолжал функционировать как главный храм Руси. Однако киевские митрополиты после 1300 г. редко посещали свою опустошенную резиденцию, поэтому собор Святой Софии медленно приходил в упадок и к концу XVI в. представлял собой грустное зрелище. Униаты, владевшие Софией с 1596 г., не только не улучшили положения, а наоборот, распродали даже каменные архитектурные украшения.
Только после того, как Петр Могила отобрал собор Святой Софии от униатов и основал вокруг него монастырь, произошли изменения в лучшую сторону. В 1633 г. под руководством итальянца Октавиано Манчини начались большие реставрационные работы в Софийском соборе в Киеве, которые длились до 1640-х годов, но так и не были завершены. Возобновление Софийского собора в Киеве в полном объеме произошло уже начиная с 1688 г. на средства гетмана Ивана Мазепы. Здание приобрело тогда черты стиля барокко, ставшие еще более выразительными после окончательной перестройки 1740-х годов, когда вид собора (в котором было уже 17 престолов) практически приблизился к современному, если не учитывать нартекс, построенный в 1889 г.
Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти собор, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг Софийского собора в Киеве находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке — чугунные напольные плитки.
Святая София Киевская — это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог Софийского собора в Киеве, поражает величиной фигура в центральном апсиде — фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол собора Святой Софии украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.
Архитектурные формы и роспись собора Святой Софии образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе Святой Софии представлены не библейские темы, а мирские сюжеты — среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.
Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” — выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы. Он сам женился на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких принцессах. Одна из его дочек, Анна, стала женой короля Франции, другая — короля Венгрии, третья — короля Норвегии. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии.
Живопись XI века, которая украшает колокольню Софийского собора в Киеве, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках Софийского собора в Киеве изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17-19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.
Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская»
Адрес: ул. Владимирская, 24
ст. метро «Золотые ворота».
Время работы собора: 10:00 — 17.30
Выходной день: четверг
У каждого города есть свои символы… Киев, конечно же, не исключение. Ветка цветущего каштана, памятный знак основателям города на днепровской набережной, золотые купола храмов – все это стало киевской символикой, с которой ассоциируется город. И, безусловно, одним из киевских символов является силуэт Софийского собора, знакомый по фильмам, открыткам, сувенирной продукции; храм, который, по словам туристов, всегда возникает в памяти при воспоминаниях о Киеве. |
|
Святая София — всемирно известный памятник истории, архитектуры, монументальной живописи, возведенный в первой половине 11 века при княжении Ярослава Мудрого в период расцвета Киевской Руси. Существуют также версии, согласно которым строительство храма Святой Софии началось еще во времена Владимира Великого, предшественника Ярослава. Название собора происходит от греческого слова «София» — «Мудрость».
Построенный как главный храм митрополита Руси, в те времена Софийский собор был общественно-политическим и культурным центром государства. В соборе происходили церемонии «посажения» послов, около него собиралось киевское вече, здесь велось летописание и находилась созданная Ярославом Мудрым первая в древней Руси библиотека.
Это было одно из самых больших зданий Киева домонгольского периода, которое вершилось тринадцатью куполами, покрытыми листовым свинцом. В те времена фасады храма не штукатурились; их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись.
В 1240 году во время нашествия на Киев орд Батыя собор был разграблен, но уцелел; в 16 веке им владели греко-католики; в 30-40 годах 17 века здесь был основан мужской монастырь.
На рубеже 17-18 веков собор был перестроен в формах барокко. Изменения в его облике происходили и в 18-19 веках.
В 30-е годы 20 века храм прекращает богослужения, здесь создается историко-архитектурный заповедник, работающий по сей день. Лишь изредка, в дни больших церковных и государственных праздников, в Софийском соборе проходят торжественные службы. Все остальное время Святая София принимает гостей. Сюда приходят тысячи людей отовсюду, чтобы полюбоваться древнекиевской монументальной живописью, увидеть сохранившиеся внутри архитектурные формы 11 века, резной иконостас 18 века, комплекс барочных сооружений вокруг главного храма.
Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской 11 века – 260 м² мозаик и около 3 тысяч м² фресок. К сожалению, это лишь третья часть всей живописи, украшавшей здание в старину. Остальное – живопись 17 и 18 столетий, представляющая менее значительный интерес. Открыты на стенах храма и древнерусские надписи – граффити, процарапанные острым предметом по фресковой штукатурке. Особенно важны те, что содержат сведения об исторических событиях и культуре Киевской Руси, в т.ч. древняя славянская азбука, которая проливает свет на историческое происхождение кириллицы.
В соборе находится могила основателя храма – великого князя Ярослава Мудрого, макет Древнего Киева, постоянно работающие выставки.
В 1990 году весь комплекс Софийского собора, учитывая его уникальность, внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 1987 году Международное жюри Гамбургского фонда присудило заповеднику Европейскую медаль за сохранение исторического наследия.
Несмотря на музейный характер древнего комплекса, он и сегодня исполняет роль символа государства и единства Украины.